Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Риски при принятии государственных решений
Во-первых, решения могут быть ошибочными и приводить к неверному выбору альтернатив. Во-вторых, возможность злоупотребления самой властью поднимает проблему ответственности за результаты политических решений. По своей сути риск – это либо отклонение в развитии ситуации от поставленных целей, либо увеличение возможности неблагоприятных последствий для управляющей системы.Таким образом, в условиях риска властные возможности могут не получить своей реализации на выходе политического процесса, а последствия могут быть спонтанными и неконтролируемыми. Сущность и функциональная значимость риска состоит в том, чтобы показать, как результаты отклоняются от поставленных целей и как дело доходит до нежелательных последствий. Само присутствие риска противопоставляет хорошее и плохое политическое решение, придает иммунитет против неудачи, если речь идет о том, чтобы соединить цель и результат. Мы получаем более надежные притязания на желаемое будущее. Согласно предлагаемой методологии необходимо знать, что политические решения имеют разные степени результативности и различные возможности реализации властного потенциала; последствия также могут быть различными. Сама возможность наступления негативных эффектов выступает как неотъемлемое свойство (следствие) решения, то есть вменяется решению. Тогда мы говорим о риске, именно о риске политического решения. Концептуализация риска как связующего звена, от которого зависит способность предвидеть будущее и достигать необходимых результатов, подразумевает наличие в процессе принятия политических решений элемента рациональности. В теории принятия политических решений должно постулироваться, что субъект или институт, принимающий решения, должен действовать рационально. Это указание подводит к пониманию того, что выбор должен быть ориентирован не только на достижение некой цели; субъекты, принимающие решения, должны быть способны предпринять такие действия, которые обеспечивают ее достижение. Однако политическое решение является рациональным, если оно принимается в условиях определенности, то есть когда акторы могут прогнозировать результаты своих действий и состояние окружающей их среды; кроме того, предполагается, что доступна вся необходимая информации, им известны все альтернативы и сделанный выбор будет оптимальным (они выберут наилучшее решение). Этот принцип может быть применен только с оговоркой при прочих равных условия, поскольку на практике такое состояние является идеальным и не достижимым. «Когда мы приходим к выводу, что идеальные условия перестают выполняться, допущения о рациональности становятся натянутыми и подчас внутренне противоречивыми», – полагает Эрроу. Обычно политические решения принимаются в условиях неопределенности, которая накладывает ограничения на рациональность, становится источником риска, а значит – неотъемлемой частью решения. Возникает закономерный вопрос: что есть неопределенность? И какую роль она играет в процессе принятия политических решений? В политической науке понятие неопределенности употребляется в описательном значении и не имеет методологического основания. По мнению Бьюкенена неопределенность проявляет себя, когда индивиды не могут предсказать поведение друг друга. Связь неопределенности с предсказуемостью (непредсказуемостью) только уже на уровне институтов, процедур и результатов политического процесса усматривает Банс. Известные политологи Карл и Шмиттер представляют неопределенности как ситуацию, при которой действия сложно предугадать, а выбор недостаточно ясен. И добавляют, что в подобных малопредсказуемых ситуациях акторы постоянно испытывают недостаток адекватной информации и не способны точно просчитать свои интересы, а любое решение оказывается случайным. Концепции указанных авторов создают впечатление, что если отсутствует любая необходимая в тот или иной момент времени информация или возможность предвидеть будущие события, то мы можем говорить о том, что имеем дело с неопределенностью. Однако такая трактовка неопределенности не дает нам понимания и ясного представления о ее сущности и функциональной роли в процессе принятия политических решений. Особенность теоретизирования фактора неопределенности в политической науке заключается в том, что она связана с политическим решением, но в отличие от риска не является его составной частью, а противопоставляется ему, характеризуя состояние социально-экономической среды. То есть, неопределенность, с одной стороны, охватывает область исходной информации о состоянии общества и экономики, поступающей политической системе, а с другой – показывает степень результативности и влияния процесса принятия политических решений на жизнь общества. Неопределенность представляет собой отсутствие информации и представлений политической системы о существующих социальных проблемах или интересах определенных социальных групп, которое не позволяет предсказать результаты решений. Само существование неопределенности свидетельствует о признании ограничений, налагаемых на рациональность, обуславливает неточность, протииворечивость или неясность целей. Выбор не дает возможности рационально учесть ожидаемые потери при конечных альтернативах для всех участников политического процесса. Следовательно, все, что не рационально, приводит к неожиданным решениям и нежелательным последствиям. В связи с этим осознание неопределенности должно реконструироваться как борьба частью противоречивых, частью наслаивающихся друг на друга претензий на рациональность. Иными словами, речь идет о контролируемом расширении области рационального действия. В процессе принятия политических решений неопределенность проявляется с различной степенью и включает в себя микро-, мезо- и макроуровень. Микроуровень подразумевает наличие (отсутствие) социальных, экономических и политических проблем, которые, как правило, имеют значимость только для отдельных групп населения. Усиление важности какого-то вопроса и ответный взлет политической активности не приводят к перенапряжению политической системы, поскольку значимость того или иного вопроса редко когда возрастает для всех групп одновременно. Скорее, ситуация выглядит следующим образом: «отдельные группы демонстрируют взлет политической активности, в то время как остальные граждане остаются инертными. Поэтому объем гражданской активности в каждый конкретный момент оказывается не настолько велик, чтобы повлечь за собой перенапряжение системы». Мезоуровень подразумевает наличие эффективно (неэффективно) выстроенного процесса артикуляции или агрегации интересов, а также степень сформированности и осознанности интересов и предпочтений со стороны граждан. На данном уровне усиление значения того или иного вопроса затрагивает интересы классов и приобретает значение для всего общества. Макроуровень включает представления о стабильности всего общества и угрозах его развития. Поскольку на данном уровне возрастание значимости политических проблем и вопросов затрагивает интересы всех слоев общества, то политические решения направлены на поддержание основ существования всего общества и политической системы. Преимущество демократии перед другими режимами в том, что она допускает первый и второй уровень неопределенности, которые ликвидируются за счет выбора нового политического курса, способного преодолеть низкую эффективность процесса принятия политических решений, вызванную неопределенностью. В то время как в тоталитарных и авторитарных режимах высока вероятность возникновения третьего уровня (стадии) неопределенности, способной привести к дестабилизации, кризису и насильственной смене режима. Подводя итоги, можно отметить, что в процессе принятия политических решений всегда существует проблема достижения поставленных целей. На результативность политики влияют не только эффективность деятельности политических институтов или правящих элит, но и факторы, которые ограничивают эту деятельность. Ключевыми факторами, определяющими содержание и результативность процесса принятия политических решений, выступают риск и неопределенность. Данное обстоятельство конституирует вероятность того, что власть может принимать и транслировать негативные решения, тем самым, лишаясь своей конечной цели – удовлетворения интересов основных социальных групп и классов. Концептуализация риска и неопределенности позволяет придать процессу принятия политических решений гораздо более точное теоретическое значение и более четкий методологический статус. Концепты риска и неопределенности – функциональный эквивалент, который показывает, как результаты отклоняются от поставленных целей и как дело доходит до нежелательных последствий. Речь идет о разнице между потенциальной и актуальной властью и ее осуществлением, при которой решения составляют потенциал возможностей и потенциал рисков, а неопределенность обуславливает неточность и противоречивость целей. Поскольку политические решения в ходе осуществления становятся социальным результатом, то появляется вопрос о том, не возникает ли вместе с хроническим отставанием властных решений от структурно задаваемых ожиданий новый тип риска, а именно риск того, что власть не реализует свои собственные возможности. Мы всегда должны иметь представления о том, как результаты решений воздействуют на индивидов и группы общества, и не забывать о необходимости жить не только сегодняшним днем, но и создавать условия для будущего развития.
|