Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общерегулятивное правоотношение в правореализации
Термин «правоотношение» многозначен и универсален. В зависимости от контекста и содержания отображаемого реалия его можно использовать для обозначения: 1) нормативной модели регулируемого общественного отношения – комплекса норм объективного права (общерегулятивное правоотношение); 2) явления – элемента правореализационной практики (конкретное правоотношение); 3) структуры теоретико-правового знания (категория правоотношение); 4) вполне допустимо выделять психологический феномен – когнитивное правоотношение[116], но все-таки точнее использовать терминологическую конструкцию «когнитивное ситуационное право». В теории еще с середины XX в. под общерегулятивным правоотношением понимается предельно абстрактная и глобальная связь персонально неопределенного круга лиц, которая возникает на основе норм Конституции, например, конституционное право на труд образует соответствующее общерегулятивное отношение. Такая трактовка, основанная на толковании исключительно конституционных принципов, деклараций, идеологем без учета отраслевых норм и норм правовых институтов, малопригодна для правореализатора и даже практикующего юриста. Она не содержит алгоритма поведения, необходимых процедур и индивидуальных правовых форм-документов применительно к конкретной правореализационной ситуации, на ее основе невозможно создать качественное и неоспоримое ситуационное право, например, трудовой договор. Не случайно некоторые авторы предлагают отказаться от данной терминологии[117]. Реальное существование общерегулятивного правоотношения в правореализационной практике и, следовательно, необходимость сохранения этой конструкции в теории и наполнение ее новым содержанием, обусловлено, во-первых, спецификой регулируемого объекта (социальный фактор); во-вторых, особенностями нормативного правового регулирования (технико-юридический фактор); в-третьих, творческим развитием идеи логической нормы (С.С. Алексеев), теоретическими разработками о внутриотраслевом и межотраслевом взаимодействии правовых норм (научно-теоретический фактор); в-четвертых, самое главное – способностью высококлассного практикующего юриста в процессе системного правового мышления максимально задействовать регулятивный потенциал объективного права для конкретной правореализационной ситуации (фактор правосознания юриста). Поскольку именно в правосознании субъекта общерегулятивное правоотношение приобретает законченную структуру, иными словами, есть практические, специально-юридические, доктринальные и профессионально-психологические предпосылки-основания для характеристики общерегулятивного правового отношения как вторичной структуры содержания объективного права, как исходной нормативной основы ситуационного права и последующей его реализации. Социальный фактор. Конкретная практика, например, выборы, купля-продажа недвижимости, в состоянии прерывности (статики) состоит из ряда стабильно устойчивых и относительно самостоятельных элементов, в ней можно выделить, в частности, институты развития, ресурсы, идеологию, технологии и т.п. В состоянии динамики (движения) та или иная практика есть система конкретных публичных и частных отношений. Субъект правового нормотворчества регулирует и отдельные элементы (регулятивно-статическая функция), и общественные отношения (регулятивно-динамическая функция).[118] Общерегулятивное правоотношение является комбинированным средством и одновременно нормативной моделью конкретного регулируемого общественного отношения. Технико-юридический фактор. В процессе регулирования сложного общественного отношения, например, купли-продажи недвижимости, используются различные нормы (нормы правила поведения, нормы сроки, нормы дефиниции и т.д.) и с их помощью создается его идеально-должный образец. Поскольку эффективно регулировать публичное или частное отношение можно только путем моделирования его структуры, т.е. путем определения пределов поля свободы сторон (например, покупателя и продавца недвижимости), в границах которого они могут свободно действовать и эти действия будут правомерными. Общерегулятивное правовое отношение как комплекс норм как раз и есть такая модель (форма) реального общественного отношения. Вообще моделирование и сама модель сложного общественного отношения включает: 1) установление идеологической основы в виде целей, принципов, идей и ценностей, на которых базируются регулируемое отношение и соответствующая практика; 2) описание объективной ситуации и временных пределов, в которых возникает, изменяется и прекращается отношение; 3) определение в обезличенной (неперсонифицированной) форме непосредственных субъектов и иных возможных участников отношения, в том числе государственных и муниципальных чиновников, призванных организационно обеспечить и проконтролировать процесс функционирования отношения, например, регистратор недвижимости; 4) закрепление ролевого (ситуационного) правового статуса субъектов, например, закрепление прав, обязанностей, запретов и ограничений покупателя и продавца недвижимости, определение средств и методов деятельности сторон (социально-правовой режим регулируемого отношения), а также определение вида и меры юридической ответственности; 5) дефиницию объекта-ценности и его содержательных параметров; 6) выработку в необходимых случаях юридического механизма (система процедур) осуществления с эффектом гарантированного результата законных интересов субъектов и юридических документов, фиксирующих отношение; 7) определение структур и их компетенции в процессе контроля и надзора за тем, как функционирует отношение; 8) определение судебных структур, к чьей юрисдикции относится данное отношение. При этом правовые нормы различных отраслей права являются специфическим средством моделирования сложного общественного отношения. Создать адекватную модель с помощью одной, например, материальной нормы правила поведения невозможно. Требуется система норм различной отраслевой принадлежности: конституционных норм; норм той отрасли, к которой относится отношение; норм иных отраслей права[119]. Практикующий юрист воссоздает в процессе рефлексии общерегулятивное правоотношение и формирует ситуационное право, на основе которого возникает конкретное правоотношение.
|