Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Русский язык и культура речиСтр 1 из 23Следующая ⇒
Русский язык и культура речи Программа, методические указания и контрольные задания для студентов – заочников. Нефтекамск – 2011. Введение В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» – дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки делового общения. Пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает изучение следующих тем: 1. понятие культуры речи; 2. понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; 3. литературный язык - основа культуры речи; 4. функциональные стили речи; 5. текст; функционально-смысловые типы речи; 6. нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи; 7. фонетика, графика, орфография, орфоэпия, морфология; 8. синтаксис; основные единицы синтаксиса; стилистика частей речи; 9. русская пунктуация; 10. лингвистика текста; 11. лексикография; основные типы словарей. Основная форма изучения курса - самостоятельная работа студентов над рекомендуемой литературой. Однако при изучении курса нужно пользоваться не только учебной литературой, но и лингвистическими словарями, справочниками и Интернет - ресурсами. Учебным планом колледжа предусматривается сдача одной контрольной работы, которая выполняется в ученической тетради четким, понятным почерком. На каждой странице необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя. Получив прорецензированную контрольную работу, студент должен исправить все ошибки, внести исправления. Если работа не зачтена, то студент выполняет ее вторично (тот же вариант или новый по указанию преподавателя). Контрольная работа по предмету «Русский язык и культура речи» содержит 30 вариантов. Вариант контрольной работы студент выбирает по двум последним цифрам. Например, если последние цифры 35, то у Вас вариант №5, если 75 - вариант №15, если 89 - вариант №29 и т.д. (т.е. следует учесть, сколько раз число 30 укладывается в Вашем шифре). Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без проверки. На обложке тетради указывается предмет, вариант, группа, фамилия, имя, отчество студента, шифр и дата сдачи контрольной работы. В конце контрольной работы следует написать список изученной и использованной литературы. Все непонятные вопросы нужно выяснить во время консультаций. На зачет студент допускается только с зачтенной контрольной работой. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - создавать тексты в устной и письменной форме; - различать элементы нормированной и ненормированной речи; -владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями; - владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; - уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; -находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; - уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; - определять слова, относимые к авторским новообразованиям; - пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях; -употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; - выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте; - различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; -уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; -редактировать собственные тексты и тексты других авторов; -пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания; -различать тексты, их принадлежности к стилям; -анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; -продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов; – ориентироваться в социокультурной и языковой ситуации – уметь работать с энциклопедическими, лингвистическими и лингвокультурологическими словарями; – уметь воспринимать через текст культуру и ценностные ориентиры своего и других народов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой; - соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента); - особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; -лексические и фразеологические единицы языка; - способы словообразования; -самостоятельные и служебные части речи; -синтаксический строй предложений; -правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; -функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
|