Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праздники как средство политической борьбыСтр 1 из 9Следующая ⇒
Новая революционная образность праздника С победой Великой Октябрьской социалистической революции происходит коренное изменение как в образе жизни народа, так и в культурной жизни. Поэтому, с первых лет Советской власти перед органами культуры, перед деятелями искусства была поставлена задача слияния искусства с жизнью народа, и в частности создания системы социалистических по содержанию праздников и обрядов. Следует подчеркнуть, что такое серьезное внимание к празднично-обрядовой деятельности масс в молодой Советской республике было обусловлено необходимостью вовлечения народа в общественно-политическую жизнь страны. Являясь массовыми политическими акциями, праздники и обряды позволяли: во-первых, в зримой и доступной форме, по возможности ярко соединить информационно-пропагандистский материал с эмоционально-образной его подачей, опираясь на политический опыт революционных масс, атмосферу потребности в действии. Во-вторых, давали возможность проанализировать состав участников праздничного действия, четко реагировать на динамику развития и изменения их политического настроения. По мнению деятелей культуры того времени победа революции дала всем праздникам и обрядам в СССР новую, революционную образность. Новая образность опиралась на потребность революционных классов и широких масс революционных рабочих и крестьян утвердить себя героем, творцом истории. Отсюда тяга к ярким, художественно оформленным митингам, шествиям, манифестациям массового характера, создавшим образ победившего, торжествующего революционного народа. Праздничный прогресс становился неотъемлемым фактором развития социалистического общества, опирался на передовые идеи того времени. Рабочий класс выступал носителем праздников, которые соответствовали его исторической роли на общественной арене. Праздники пролетариата отражали его насущные интересы и потребности. Одной из центральных потребностей, реализуемых на новой общественной основе, становится потребности в активном праздничном отдыхе, она наполняется новым социалистическим содержанием. Праздники как средство политической борьбы
Отношение рабочего класса к средствам производства распространяются и на средства праздничного производства. Рабочий класс не только управляет системой праздничного производства, но и непосредственно участвует в её духовной и материальной сферах. На ранних этапах строительства социализма, когда в обществе еще были реакционные элементы, советские праздники выступают в качестве средства политической борьбы. В условиях дальнейшего развития социалистического общества все больше возрастало значение праздника как фактора идеологической борьбы, пропаганды и контрпропаганды советского образа жизни, культуры, традиций. В.И.Ленин в свое время писал, что «никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции». Именно революция дала возможность побудить к созданию праздников, отражающих новые общественные порядки, творчество нового. Этот ленинский подход к революции как к празднику, его положение о революционной ситуации в обществе, дают возможность выделить категорию «праздничная ситуация». Это ситуация, способствующая раскрытию содержания и формы праздников, совокупность социальных условий, необходимых для их реализации. Праздничная ситуация может быть характерна для любого общества, но в молодом советском государстве она рассматривалась именно в соотношении праздников и революции. В первые годы Советской власти, когда велась ожесточенная борьба против внешней и внутренней контрреволюции, столкновение старых и новых традиций было одним из проявлений этой борьбы. Религиозные праздники и обряды использовались врагами революции для поддержания у верующих антисоветских настроений. Уже в те годы партийные организации на местах заботились о создании новой бытовой обрядности, противопоставляемой религиозным обычаям и соответствующей общественным и производственным условиям жизни советских людей. Социалистическая революция изменила характер и содержание праздничного производства. В советском празднике больше переплетается материальное производство с духовным, чего не было в буржуазном обществе. Это связывалось с тем, что прежде всего советское общество было заинтересовано в гармоничном развитии личности. Борьба поколения «20-х годов за новые гражданские праздники и обряды, соответствующие новой эпохе, утверждающие нравственные ценности – одна из ярких страниц истории становления социалистического быта, морали, советских традиций.
|