Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д) Шествия и парады
Часто используемым приемом активизации массовой аудитории и организации участников праздничного действия с помощью средств театрализации являются шествия и парады. В раннем советской массовом празднике шествия несли огромный социальный смысл именно в силу потребностей людей с максимальным эффектом выразить себя и вовлечь в красочное зрелище тех, кто к ним не присоединился. Не случайно герои произведений тех бурных лет у В.Маяковского, А.Блока, Д.Бедного и других совершают постоянное движение в революционном марше. Шествие становится важной сюжетной канвой стихов и песен послереволюционного периода. - Разворачивайтесь в марше! (В.Маяковский. «Левый марш») - Революционный держите шаг! (А.Блок. «Двенадцать») - Вперед же, братья, бодрым строем! (Д.Бедный. «Благословение») Участие в шествии несло ясно выраженный смысл – движение в будущее, к новому бытию по дороге исторических свершений, помогало ощутить собственную причастность к революционной событийности. Поэтому в праздновании дат Красного календаря шествиям придавалось большое значение. На расширенном заседании Центральной комиссии по проведению 10-летия Октябрьской революции с участием делегатов IV Всесоюзного съезда представителей республиканских юбилейных комиссий внимание акцентировалось на нешаблонности шествий, возможности проявления в них народно-массового творчества и изобретательности. Методически выделялось, что они «должны носить самый живой характер. При шествиях нужно организовывать встречи разных групп рабочих (металлисты с текстильщиками и др.), взаимные приветствия, обмен наглядными изображениями опыта разных заводов и т.п. Активность масс должна быть выражена еще в песнях, коллективных словесных маршах, коллективных рапортах и других видах народно-массового творчества». Уже первые опыты проведения массовых шествий по всей стране показали, что в революционных празднествах, приобретших новое содержание благодаря естественному процессу подъема самосознания масс, пробуждающейся потребности включиться в развертывающуюся созидательную работу, продемонстрировать как можно в более яркой форме свое отношение к происходящим свершениям, на первое место выдвинулось органичное единство реального и художественного действия, ставшее той основой, которая дала толчок развитию театрализации. Наряду с традиционными формами массового шествия трудящихся, сложившимися еще до революции, начинают проявляться элементы нового творческого подхода к их художественно-образному решению. Во время первомайского шествия во Владикавказе в 1921году была найдена интересная образность в организации колонн, построенных как «земледельческая армия». Впереди, «вооруженная» косами, вилами, граблями, серпами, с пением революционных песен шла «пехота». За ней следовала «артиллерия», которая включала запряженные волами орудия земледельческого труда – бороны, плуги. Замыкала шествие конница горных крестьян в национальных костюмах, двигавшаяся под музыку народов Северного Кавказа. Это аллегорическое шествие с развевающимися красными знаменами, украшенными зеленью и цветами, орудиями сельскохозяйственного производства, вызвало сильнейший эмоциональный подъем, включило в движение колонн всех собравшихся, видевших в шествии образ растущей земледельческой мощи края. Значительным шагом в развитии театрализованного шествия в праздничном действии стал «Праздник Конституции», организованный в годовщину пятилетия Советской республики на площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде. В этом шествии удалось соединить массовое действие с выразительными средствами искусства, светозвуковой партитурой. Единство линий информационно-пропагандистского и эмоционально-образного воздействия в шествиях начиная с первых лет революции неразрывно связано с политкарнавалом. Карнавальные задумки обладали бесспорно важным качеством – предусматривали возможность активного включения всех присутствующих в действие. Другим важным тематическим направлением шествий этих лет явилась театрализация действия, связанного с производственной пропагандой в так называемых индустриальных празднествах. Такие шествия носили характер рапорта, отчета предприятия о своей деятельности. Интересным приемом были «живые диаграммы», которые в наглядной и понятной форме раскрывали цифровые данные, подчеркивающие нарастание или убывание производства продукции данного предприятия. Предметные «живые диаграммы» строились на соединении текста с демонстрацией различных предметов: от зажигалки до мощной турбины «Ленинградский металлический завод), от коптилки до деревенской электростанции (завод «Светлана»).
|