Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движения 20-30-х годов
Тридцатые годы ознаменовались большим подъемом культурного уровня трудящихся нашей страны. В самом начале 30-х годов большой популярностью пользовались театрализованные митинги. Затем, позднее, большое распространение получили массовые музыкальные, в том числе певческие праздники. В Ленинграде в то время ежегодно проводились музыкальные олимпиады. Систематически проводятся в 30-е годы республиканские смотры художественной самодеятельности. Состоявшаяся летом 1932 года в Центральном парке культуры и отдыха в Москве первая олимпиада самодеятельного искусства положила начало прекрасным праздникам смотра народных талантов. Смотр закончился грандиозным музыкальным праздником, в котором приняло участие свыше пяти тысяч человек из самодеятельных хоровых и музыкальных коллективов. Во многих парках ежегодно проводился День музыки. К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрализованной празднества. Элементы карнавала (маски, костюмы), особенно сатирического характера, широко применялись в массовых представлениях и празднествах с первых лет Советской власти. Но тогда это были скорее живые картины, а не карнавал в собственном смысле этого слова. Специфика любого карнавала заключается в непосредственном, веселом и активном участии масс в разнообразных играх, шутках, забавах. Карнавалы быстро завоевали признание у молодежи. С 1935 года они проводятся во многих городах и районах страны, демонстрируя остроумную выдумку и изобретательность их организаторов и участников. В эти же годы определеннее обнаруживается преемственность между различными компонентами социалистических празднеств и старыми народными традиционными празднествами и обычаями. Так, с середины 20-х годов повсеместно проводятся массовые гулянья трудящихся. Эта традиционная народная форма отдыха удовлетворяет потребность с массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности. Массовые гулянья, с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами и т.д. становятся комплексной формой культурного отдыха трудящихся. Распространенным видом народных празднеств в те годы были и так называемые тематические гулянья. Во время этих гуляний оформление парка или стадиона и большинство культурных мероприятий (выставки, беседы, фильмы, художественные выступления) подчинялись основной теме праздника, будь то День книги, День кино, День техники или День физкультурника. Начиная с 1931 года на протяжении ряда лет ежегодно в День Красной Армии (23 февраля) в московском Центральном парке культуры и отдыха проводится большой зимний парад-праздник, в котором участвуют и воины Красной Армии и гражданское население. Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 30-х годов праздника Новогодней елки, который не отмечался в 20-е годы. Еще в 20-х годах появился и получил повсеместное распространение новый вид театрализованных представлений – представления синеблузников. Первоначально «Синей блузой» назывался московский кружок Института журналистики (организатор и руководитель – Б.Южанин), участники которого выступали в синих блузах. Первые выступления этого кружка вызывали недоумение, но и интерес. Выступали они в небольших, случайно собравшихся аудиториях и вместо привычных незамысловатых куплетов, двусмысленных песенок пели и говорили на злободневные социальные и политические темы. В 1924 году «Синяя блуза» перешла в ведение Московского городского Совета профессиональных союзов (МГСПС). Вскоре возникло еще 15 таких групп, а в 1928 году из было в стране уже около семи тысяч. В представления «Синей блузы» включались вступительный и заключительный парады, оратории, литературно-художественные монтажи, обозрения, фельетоны, сценки, интермедии, частушки, хоровые и танцевальные номера. В выступлениях синеблузников сочетались героика, патетика, сатира и юмор. Использовались формы коллективной декламации, физкультурные номера. Группы «Синей блузы» гастролировали в рабочих клубах Германии, Польши, Скандинавии, Китая и оказали влияние на рабочий революционный театр за рубежом (особенно немецкий). Но, в начале 30-х годов, в связи с тем, что количественный рост кружков не сопровождался их творческим ростом, коллективы начали замыкаться в узком кругу определенных приемов, отходить от злободневности; «Синяя блуза» как массовое самодеятельное искусство испытала кризис. На смену «Синей блузе» пришли ТРАМы – Театры рабочей молодежи. Трамовские театры и кружки (трамъядра») возникли в конце 20-х - начале 30-х годов во многих городах – Туле, Грозном, Владивостоке, Воронеже, Минске, Уфе и др. ТРАМ являлся своеобразным художественным комбинатом, занимавшимся, главным образом культурой быта, устройством вечеров, празднеств, демонстраций. Задача ТРАМов виделась не в воспитании актеров, а в формировании массовиков, организаторов досуга, отдыха, развлечений. Поэтому теоретики трамовского движения отказывались от использования театральных традиций, от учебы современных мастеров сцены, отвергали существующие театральные системы. ТРАМы сохраняли живую связь с эстрадой, с «живогазетными» м «синеблузными» представлениями. В середине 30-х годов все более явственно стал проявляться кризис в трамовском движении. Постепенно исчезало то, что составляло обаяние ТРАМа, - задор, веселость, легкость. Постановки стали повторять одна другую, повторялись приемы. Театр оказался в замкнутом круге самодеятельных пьес, рассчитанных обячно на актерские данные тех или иных трамовских исполнителей… Постепенно заштамповывались и сюжетные коллизии трамовских спектиклей… Вслед за ленинградским ТРАМом кризис стали испытывать многие театры рабочей молодежи. И вскоре трамовское движение изжило себя.
|