Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль I. «Освоение пространства».
Включает в себя информационный и игровой элементы для постепенного и непрерывного освоения обучающимся пространства спортивного зала и спортивного стадиона. Знакомство с разметкой спортивного зала. Знакомство со специальной разметкой и ее освоение через подвижные интеллектуальные игры (система Виноградова В.М.). Знакомство со структурой спортивного стадиона и открытыми площадками, с элементами ориентирования на местности. 1. Знакомство с разметкой зала: Движение по линиям. Класс делится на две группы, которые строятся в колонны. Одна группа находится под одним баскетбольным кольцом, другая – под другим. Начинают одновременно двигаться, держась за спины друг друга. У ведущего имеется карта, которая заранее выдана учителем. Задача – первым прийти в пункт назначения и обратно. Движения сопровождаются музыкой. Бег исключен. «Салочки по линиям». Обучающиеся стоят на линиях разметки спортивного зала. Водящий держит мяч, которым должен осалить игроков без мяча. Все участники двигаются только по линиям разметки. Нельзя бегать, бросать мяч. Возможно усложнение игры за счет добавления нескольких водящих. 2. Подвижные игры: «Автомобили». На первом занятии обучающиеся делятся на две группы «Автомобили» и «Пассажиры». Автомобиль первый номер, пассажир – второй. Начинают движение по залу строго по линиям разметки, стараясь не сталкиваться, затем меняются местами. На следующем задании идёт вызов автомобиля и доставка пассажира до определённой станции. Станциями могут быть: «Маты», «Скамейки», «Мячи» и т. д. Возможна дальнейшая импровизация: появление специальных автомобилей, регулировщиков и т. д. В качестве домашнего задания может быть изготовление прав на вождение. «Самолёты». Игра проводится в свободной форме, когда дети изображают летающие самолёты, стараются двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом. «Весёлая десяточка». Обучающийся своими беговыми движениями «рисует» цифры от 1 до 10, что создаёт модель движения многих спортивных игр. «Весёлая математика» ( занятие по системе Виноградова В.М.). На основе особой разметки спортивного зала проводится система игр с дидактической направленностью (например, «Займи нужный ряд» и «Отгадай слово»), развивающих не только скорость, ловкость, укрепляющих зрение, но и такие качества как внимание, память и мышление. Одним из условий проведения игр «Займи нужный ряд» и «Отгадай слово» является разметка спортивного зала, обозначенная яркими точками на полу на расстоянии 1, 5 – 2 м друг от друга. Ряды точек по лицевым линиям обозначены буквами (от А до Ж), а по боковым соответственно цифрами (от 1 до 8). Предложенная разметка спортивного зала напоминает игровое поле для игры в морской бой. Буквы и цифры обозначены на стене, так что с любого места спортивного зала они хорошо видны. Каждая точка имеет своё кодовое название, к примеру, «5Ж» или «6Е». Существуют разные варианты игры, и преподаватель в зависимости от задач урока может использовать любой вариант. «Элементы спортивного ориентирования». Составляется карта пришкольного участка, где отмечены контрольные пункты (далее – КП), которые на местности должны отыскать обучающиеся и получить отметку на них, пробежав КП в заданном порядке. Результат определяется по времени прохождения маршрута (рис. 1). Темы уроков: 1. Знакомство с ориентированием на местности. Изучение карты условий, прохождение маршрута. Порядок назначения контролёров. 2. Одиночное прохождение маршрута: · пройти с 1 по 10 пункт или с 10 по 1; · сначала найти чётные номера, а затем нечётные; старт раздельный. 3. Групповое прохождение маршрута: поиск КП по командам. 4. Итоговый урок. Каждый обучающийся в качестве домашнего задания составляет собственный маршрут по поиску КП. Старт общий. Примечание: обучающиеся, освобождённые или не готовые к уроку, выполняют на занятиях роль судей.
Рис. 1. Примерный план по проведению уроков ориентирования Модуль II. «Интерпретация известных спортивных и подвижных игр» включает организацию, составление и проведение игр «для жизни». 1. Подвижные игры: Музыкальные мини-проекты. В этот раздел входит обучение обучающихся приёмам и методам составления музыкальной разминки с собственным подбором музыкального сопровождения и проведения её во время основной разминки перед классом. Представляется обучающим в форме домашнего задания. Игры «Радость общения» – игры с нетрадиционными предметами. Уроки проводятся с музыкальным сопровождением. Первые два урока проводит учитель, он демонстрирует основные приёмы системы «Живое зеркало». Здесь можно использовать общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы, упражнения с предметами. Единственное требование – обязательное музыкальное сопровождение. Подбор упражнений даётся каждому обучающемуся как домашнее задание и на последующих уроках в подготовительной и основной части обучающиеся демонстрируют свои проекты. «Палочки» (используется система «Живое зеркало»). У каждого обучающегося имеется палочка, учитель показывает разные движения, обучающиеся повторяют. Затем обучающиеся работают в парах. Заканчивается комплекс упражнений тем, что все встают в большой круг, держась за палочки, и выполняя танцевальные движения (рок-н-ролл). «Палочки» изготавливаются обучающимися самостоятельно из обоев. Крепко скручивая и склеивая, получаем палочки размером 1 м. «Мягкие кубики и досочки» (вместо досочки можно использовать ладонь). У каждого обучающегося есть кубик и квадратная досочка. Учитель демонстрирует движения, обучающиеся их повторяют, работая с кубиком индивидуально. Затем обучающиеся работают в парах. Данное упражнение является имитацией игры в настольный теннис. «Кубики» изготавливаются обучающимися самостоятельно из поролона (вырезаются кубики размером 10 см на 10 см). «Карандаши» не заточенные. Выполняется по такому же принципу, как и «Палочки». «Газета». Обучение технике владения бумажным мячом (руками, ногами, головой) индивидуально, в парах, в группах. Заготовки бумажных мячей обучающиеся делают самостоятельно из газеты и скотча. «Королевская крепость». Является интерпретацией известной игры «Снайперы», когда две команды выбивают друг друга мячом по определенным правилам: игроки, в которых попал мяч, переходят за обозначенную линию, и тогда команда соперника подвергается нападению с двух сторон. Однако игра становится совсем неинтересной, когда находится умный противник, который напоследок оставляет одного, самого слабого, участника из команды соперников, чтобы тот не смог выручить своих, поэтому существует несколько способов разнообразить эту игру, сделать ее более сложной и захватывающей. Например, чтобы защитить слабых ребят от быстрого выбывания, каждой команде дается по гимнастическому мату, за которым можно прятаться от мяча. Таким образом, даже когда игрок остается один, он надежно защищен от обстрела. Участники даже могут перемещаться с матом по своей территории, но с одним условием – если мат падает на пол, команда, не сохранившая свою крепость, автоматически проигрывает. 2. Спортивные игры по упрощённым правилам: Волейбол. Исходя из подготовленности конкретного класса, вводятся правила, облегчающие технику владения мячом: облегчённый мяч; подача мяча с более близкого расстояния; разрешается одна ловля мяча внутри площадки; по мере успешного освоения обучающимися игры, постепенно вводятся основные правила. Бадминтон. Игра проводится на малых площадках, при этом одновременно можно задействовать весь класс; игры идут в парах и в одиночном варианте. Проблема бадминтона состоит в том, что на уроке игровая площадка занимает почти весь зал, а задействованы всего два или максимум четыре игрока. Остальным же приходится сидеть на скамейке и ждать своей очереди. Мы предлагаем трансформацию площадки, которую можно применить, не акцентируя внимания на размерах площадки. От стены до стены делается горизонтальная линия с помощью верёвки. Ученики делятся на пары, встают друг напротив друга и используются следующие схемы перемещения учеников: по сигналу учителя обучающиеся двигаются вправо, перемещаясь на место стоящего рядом ученика, а обучающиеся, стоящие с краю, переходят на другую сторону зала. Следующая команда: найти нового партнёра и начать игру. Модуль III. «Игры, в которые можно играть всю жизнь» – это доступные спортивные игры, проведение которых возможно в условиях обычного двора, зон отдыха и др. В этом модуле возможно использование проектной деятельности, включающей создание и проведение новых подвижных игр обучающимися. Софтбол. В рамках модуля представлено знакомство с игрой по её упрощённым правилам для спортивного зала. Изучение основных индивидуальных технических действий: техники передвижения по базам, прием и передача мяча, техника удара битой. Основы тактических взаимодействий, защитные и атакующие действия. Фрисби. Игра ведётся двумя командами на прямоугольном поле с зонами в торцах. Цель – передать диск с помощью паса игроку своей команды. Изучение основ игры происходит на открытых площадках и в зале. Также возможна разработка собственных вариантов игры. Корфбол. Представляет собой упрощённый вариант баскетбола. Флорбол – командный вид спорта. Играется пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Цель игры – забить мяч в ворота соперника. В рамках модуля предполагается изучение правил игры и технических действий в атаке, защите в группах и индивидуально, сыграв не менее двух матчей. Ринго. Игра с одним или двумя кольцами, в которой два-четыре игрока или две команды по шесть соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой. Цель игры - направить одно или два кольца над сеткой, чтобы оно или они коснулись площадки соперника, и предотвратить такую же попытку с его стороны.
|