Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетные трансферты и их виды⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Эк теория: трансферты – инструменты финансовых отношений между основными экономическими субъектами: · Между отдельными домохозяйствами · Между отдельными фирмами · Между домохозяйствами и фирмами · Домохозяйства и фирмы с одной стороны и государство с другой (межсекторальные трансферты) · Между субъектами сектора государственного управления (внутрисекторальный трансферт) Последние два – междбюджетные, межструктурные В западной практике: · Трансферты – передавальные платежи или односторонние переводы, характеризующиеся односторонним движением средств (на встречу не движется товаров, услуг, денег) · Однако некоторые считают, что не все трансферты являются односторонними и могут пониматься как компенсация ранее оказанных услуг (трансферты пенсионерам) или будущих выгод (трансферты на образование) · Как часть общегосударственных налогов, которые передаются центральными правительствами в порядке перераспределения местным Классификация трансферт в западных теориях: · Условные (специальные) субсидии (они же субвенции) предусматривают целевое использование, предоставляются для финансирования государственных программ или проектов, делегированных полномочий · Безусловные (общие) субсидии (они же дотации) предоставляются местным бюджетам для их балансирования; механизм предоставления не требует целевого использования, не огранивают самостоятельность местной власти · Бюджетный грант – имеет единоразовый характер Западные подходы к определению объёмов трансферт: · Дотации на основе результативности выполнения программ, например o Дотации медицинским учреждениям – с учётом лечебных процедур o Школам – по результатам экзаменов o Гражданскому транспорту – по пассажиро-километрам o Позволяет повысить качество услуг, но требует постоянного контроля
Трансферты в СССР: · 1920-1931 – широкое использование дотаций · 1930-1932 – система субвенций ликвидирована в пользу процентных отчислений от государственных налогов и доходов + дотации выравнивания · 1932-сер.1980-ых – используются исключительно дотации · С конца 1980-ых – возврат к субсидиям и субвенциям в составе бюджета СССР отдельным республикам Российские учёные о трансфертах: · Хомский (начало 20-ого века) относит к дотациям передачу части любого государственного налога в пользу местных союзов. · Твердохлебов (с 1919 и до 90-ых) – дотации вредны, ибо: o Распространение потребительских тенденций – незаинтересованность местных органов в полной мобилизации доходов и экономном использовании o Ослабление влияния местных финансовых органов на результаты работы местного хозяйствования (уменьшение возможностей для перевыполнения доходной части местных бюджетов) o Снижение эффективности финансового контроля o Зависимость выполнения местных бюджетов от выполнения бюджетов высших уровней Независимая Украина: · Понятие возникает в 1996г. Официальные трансферты делили на: o Текущие § Денежные помощи (дотации) o Капитальные § Предполагали целевое использование (субвенции) и делегированные полномочия · Сегодня понятие, включает и трансферты из местных бюджетов в высшее o Межбюджетные трансферт – средств, которые безоплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой o 4 вида: § Дотации выравнивания (в АРК, область, Киев или Севаст, республиканские и областные города из госбюджета, в районы городов, села, поселки, районные города – из Киева и Севаст, городов республиканского и областного значения) § Субвенции · На социальные программы – из госбюджета · На компенсацию утрат доходов местных бюджетов из-за предоставления государственных льгот – из госбюджета · На инвестпроекты – из госбюджета · На поддержание объектов совместного пользования или ликвидацию ущерба от их деятельности – из местных бюджетов · На выполнение собственных полномочий территориальных общин сёл, посёлков, городов – из местных бюджетов · Прочие субвенции – из государственного и местных § Из местных в государственные или другие местные § Дополнительные дотации (из госбюджета в местные) В мире доля трансфертов в местных бюджетов возрастает, достигает 30% (Австрия) - 60% (Польша, Нидерланды). В Украине тоже растёт (особенно дотации выравнивания) Группы трансферт: · Трансферты из госбюджета местным (ст97) o Дотация выравнивания (основной вес) o Дополнительная дотация выравнивания o Субвенция o Дотация на компенсацию вследствие предоставление государственных льгот o Субвенция на выполнении инвестиционных программ o Прочие дополнительные дотации и субвенции · Между местными бюджетами (ст101) o Субвенции на поддержание совместно используемых объектов o Субвенции на проведение расходов, учитываемых для определения трансферт o Субвенции на проведение расходов, не учитываемые o Субвенции на инвестпрограммы o Прочие дотации и субсидии
Алгоритм определения дотаций выравнивания из госбюджета: · Определяется БКУ · Формула учитывает параметры o Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие коэффициенты o Население и количество потребителей o Индекс платёжеспособности бюджета o Расчётных объём корзины доходов местных бюджетов o Коэффициент выравнивания o Нормативы количества сотрудников органа местного самоуправления к количеству жителей Дотации выравнивания: · Определяется только по общему фонду · Определяется как разница между расчётным объёмом расходов и доходов (корзина 1 – закреплённые) с использованием коэффициента выравнивания Расчёт дотации выравнивания Ti = ai (Vi – Dizak) = коэф. выравнивания * (расчётные расходы местного бюджета – расчётные доходы (корзина) закреплённые за местными бюджетами Коэффициент выравнивания – от 0.6 до 1. Расчёт объёма доходов, учитываемых для дотаций выравнвания: · Используется индекс относительной платежеспособности админ-терр единицы · Индекс определяется на основе данных за три последние года · Учитываются потери закрепленных доходов вследствие льгот плательщикам налогов, определённых ВР АРК и местными советами · Индексы определяются не реже раза в год · Индекс относительной платежеспособности = Среднедушевой объём фактических доходов соответствующей территории: Среднедушевой объёма фактических доходов в среднем по Украине Формирование корзины доходов 1 (БКУ ст.98) для определения индекса собственной платёжеспособности: 1. НДФЛ в части согласно ст.65 2. 2-5 – определяются отдельно по каждому виду доходов 3. 6. Плата за лицензии на определённые виды хозяйственной деятельности 4. 7-11 – определяются отдельно по каждому виду доходов 5. 12 – регистрационный сбор за проведение государственной регистрации СПД местными советами 6. 13 - отдельное 7. 14 – за лицензии с розничной торговли 8. 15 – госпошлина Расчёт корзины прогнозируемых доходов закреплённых за соответствующими местными бюджетами: Объём прогнозируемых закреплённых доходов = Прогнозируемый среднедушевой объём закрепленных доходов по Украине * индекс относительной платёжеспособности * среднегодовая численность населения территории
|