Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало Нового векаСтр 1 из 15Следующая ⇒
СЕМИНАР ТЕМА. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Цели: - формирование знаний у студентов о предпосылках возникновения капитализма, социологических воззрениях ведущих социологов, отличительных чертах индустриального общества, об основных этапах эволюции капитализма; - формирование умений у студентов систематизировать и производить обобщения изучаемой информации, выделять главные идеи, изучаемой проблемы.
План семинара Представления о современном обществе. Предпосылки возникновения капитализма. 3. Социологические воззрения о капитализме: а) О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Бюхер; б) Раймон Арон; в) Уолт Ростоу; г) современная концепция индустриального общества. Отличительные черты индустриального общества. 4. Социологические теории капитализма: а) теория капитализма Э. Дюркгейма; б) учение о капитализме В. Зомбарта; 5. Социология капитализма М. Вебера: а) исторические типы капитализма; б) универсальный и современный капитализм; в) «капиталистический дух»: внутренняя структура и точки эволюции; г) протестантизм и протестантская этика; 6. Эволюция капитализма: а) походы к определению понятия «капитализм»; б) отношения между трудом и капиталом; в) торговый капитализм; г) индустриальный капитализм; 7. Подведение итогов семинара.
Литература 1. Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). М., 2003. 2. История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979. 3. Февр Л. Бои за историю. М., 1999. 4. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997. 5. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. № 8—9. 6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Индустриальное общество возникло в Западной Европе 250 лет назад, а в некоторых регионах Земли оно еще даже не наступило. Оно основано на крупном машинном производстве, капиталистическом рынке и молодой демократии. Самым многочисленным в социальной структуре является рабочий класс, по 10-12 часов работающий на фабриках и проживающий в тесных жилищах. В экономике производитель господствует над покупателем, который только еще учится защищать свои потребительские права. Двигателем прогресса впервые становится научно-технический прогресс. Социальные отношения атомизируются и обезличиваются, а человек, как утверждают некоторые ученые, превращается в придаток машины. НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА Современное общество прошло два периода развития, которые соответствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному. Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Северо-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, французской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демократию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств. Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распределительных отношений. Именно XVIII в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неженатые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-решающими устройствами. Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде. Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабричной системы массового производства, но и появлению массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее. Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и заканчивают работу. Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными. В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира проявились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постиндустриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сектора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть рабочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, основанное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и управление). Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество называют информационным. Ведущую роль в нем играют знания. Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей. Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повышения уровня образования. Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.
|