Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория капитализма Э. Дюркгейма
Как мы помним, по Дюркгейму развитие общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Человеческая история начинается с механической солидарности — первобытного состояния, в котором господствуют принудительный коллективизм, единообразие составляющих общество индивидов, сходство выполняемых ими трудовых функций. Итак, в самом начале истории нет ни разделения труда, ни личности. Разделение труда — признак только современного высокоразвитого общества. Углубление специализации труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, повышать их качество, профессионализироваться в избранном занятии, честно конкурировать между собой, развивая тем самым личностные задатки. Постепенно уходят в прошлое репрессивное право и одноликий коллективизм, формируются договорное государство и органическая солидарность. Именно углубляющееся разделение труда наносит смертельный удар по такому коллективному сознанию, которое без остатка регламентирует жизнь людей, стоит над ними как господствующая и подавляющая сила. Переходный период от традиционного к индустриальному обществу можно назвать доиндустриальным обществом, когда ослабевает тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяет не единокровность, а выполняемая им функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами. Еще в Древнем Риме появились первые профессиональные организации — корпорации чиновников (сенаторов, всадников, жрецов) и ремесленников (цехи). И профессиональные союзы, и трудовые организации формируются по территориальному признаку, что свидетельствует об углублении территориального разделения труда, прежде всего между городом и деревней. Оседлость и закрепленность за профессией уступают место социальной мобильности, перемещению товаров и рабочей силы. Средневековый город становится концентрированным выражением зарождающейся индустрии. Вначале каждый город имел столько суконников и виноделов, сколько было нужно для его жителей. Но конкуренция разрушила натуральную замкнутость: базельских суконщиков из родного города вытесняют эльзасские, быстро и по недорогой цене продающие свой товар. Промышленность переступила национальные границы. Города все более специализируются, например появляются университетские центры. На смену ассоциации, характерной для стадии механической солидарности, приходит кооперация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во второй — их различие. Кооперация возможна только там, где: ♦ существует личная свобода и свобода выбора профессии; ♦ сформировались профессиональный труд и профессиональное управление; ♦ возникли развитые и товарно-денежные отношения; ♦ появились договорные (контрактные) отношения, основанные на взаимном обмене и обязательствах. Индустриальное общество возможно только там, где все стороны социальной и экономической жизни регулируют законы. В обществе органической солидарности каждый индивид — личность. Здесь усложняется социальная организация общественного труда, промышленность определяет экономические успехи общества. С ростом численности населения усиливается разделение труда, повышается интенсивность обменадеятельностью, социальных связей. При этом разделение труда есть мирный способ решить острейшие проблемы, возникающие вследствие конкуренции, существенный способ сохранить общественный порядок, создать социальную солидарность нового типа. Но есть и немирные пути — репатриация, физическое устранение слабого, гражданская война. Они сокращают население и временно снимают социальную напряженность. Однако эти экстремальные формы предполагают кардинальную переориентацию ценностей, разрушение устоев, традиций коллективных верований. Только профессионализация и специализация функций усиливают ценностную ориентацию людей на сохранение общества Спустя десятилетие идеи Дюркгейма о разделении труда как мирном способе решения исторических проблем развивает Макс Вебер. Трактовка экономического действия как мирного способа достижения материальных преимуществ и благ оказалась весьма плодотворной. Согласно такому подходу (практически полностью отсутствующему в марксизме), война — это немирный способ получения рабочей силы (рабов), основного и прибавочного продукта общества (военные трофеи) и даже некой сверхприбыли (контрибуции), которых можно добиться мирной экономической конкуренцией. повышением производительности труда, развитием предпринимательской деятельности. Дюркгейм полагал, что хотя современный капитализм далек от идеапа, но его здоровые начала — крепкая экономика и органическая солидарность, культура и цивилизованность — преобладают над нездоровыми. Нормальное состояние общества у Дюркгейма напоминает социализм — развитое экономическое планирование и нормативное регулирование социальных отношений, которое не удушает, а способствует личной свободе. Дюркгейм-реформист, чуждый всяким революциям, считал, что капитализм должен сам избавиться от «собственных болезней» (аморальных форм разделения труда) — конкуренции, эксплуатации. классовых конфликтов, рутинизации труда и деградации рабочей силы — за счет еще большего развития разделения труда, а не за счет свержения капитализма. По пути реалистического анализа социальных проблем общества и реформистского их разрешения (к еще большей социальной солидарности) пошла фактически вся западноевропейская социология. За одним единственным исключением, каковым оказался марксизм. Пожалуй, только Дюркгейму удалось построить сравнимую по глубине и масштабам с веберовской теоретическую систему, которую можно отнести к социологии труда и экономической социологии. По большому счету, докторская диссертация Дюркгейма «О разделении общественного труда», гле изложена вся его социально-экономическая теория общества, написанная в ранние годы, уступает фандаментальной работе Вебера «Экономика и общество», созданной в последние годы жизни: по масштабу охватываемых проблем, глубине их анализа, грандиозности замысла и его воплощения. Дюрк-геймовский трактат в какой-то мере равноположен «Философии денег» Г. Зиммеля, анализ которой в отечественной литературе никогда не проводился.
|