![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В России
В России история таможенного дела началась с взимания денежных сборов и пошлин с обмениваемых или продаваемых товаров в оживленных торговых пунктах и на перекрестках торговых путей. Это период возникновения сборных торговых, «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление у восточных славян историки относят к VIII в. Среди многочисленных сборов и пошлин в Киевской Руси были распространены «осмничее» и «мыт», а со времен монголо-татарских завоеваний стала известна «тамга», от которой произошли слова «тамжить», «таможня», «таможенник». По мере того как складывались понятия торговых пошлин и сопутствующих им сборов за право купли и продажи товаров, формировались и развивались правила, обычаи и процедуры их взимания или невзимания. В органичной связи с ними шло формирование таможенной службы, таможни. Со временем они получили организационное, правовое и дипломатическое закрепление. Развитие таможенного дела в России способствовало укреплению экономики страны, однако увеличение таможенных пошлин вело к незаконному ввозу и вывозу товаров, т.е. к контрабанде (особенно в конце XVIII — начале XIX вв.). Важно отметить, что случаи контрабанды участились в начале XVIII в. Одна из причин этого — принятие в 1724 г. протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и мер к закрытию границ. Еще в 1723 г., чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр I издал указ, который ориентировал на борьбу с контрабандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей. В 1731 г. был принят более умеренный тариф, который стал сдерживать развитие контрабанды. В 1773 г. были ликвидированы внутренние таможни, а обязанность по взиманию таможенного сбора, составлявшего 13% таможенных доходов, переложена на пограничные таможенные учреждения. И вновь проявилась важная закономерность — увеличение таможенных сборов способствовало активизации контрабанды. В 1754 г. в пограничной полосе была сформирована служба объездчиков. Именно на них возлагалась обязанность поиска контрабандистов. В экономическом отношении введение службы объездчиков можно рассматривать как начало охраны границы. Объездчики получали четвертую часть задержанного контрабандного товара, а осведомители (доносчики) — половину конфискованных контрабандных товаров. В связи с тем что по тарифу 1757 г. пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Злоупотребления в таможнях стали приобретать массовый характер. Российские власти приняли меры по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче таможен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал. Среди всех мероприятий по уменьшению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Тарифы 1766 и 1782 гг. были значительно понижены, но избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило причиной создания на границе на основании указа Екатерины II «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров», подписанного в 1782 г., нового органа по борьбе с контрабандой. Была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики набирались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики — по одному на пять верст. В последующем число объездчиков увеличилось, но и подобная организационная структура не обеспечивала эффективность борьбы с контрабандой. В 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России М.Б. Барклаем-де-Толли. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй — вольнонаемные таможенные объездчики. В результате реорганизации Таможенной пограничной стра- из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи из 10 объездчиков каждая. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет отставных армейских нижних чинов, при наличии у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. В Стражу набирали лиц из числа местных жителей, так как бывших военных не хватало. Практика охраны границы смешанным способом оправдывала себя не всегда. Важно отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. В 1822 г. правительство приняло решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и о создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию. К сожалению, вскоре практика охраны границы показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, своего назначения не оправдывают. Они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе. 5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданную таможенную стражу упразднили. В 1832 г. казачьи полки были отозваны с границы и отправлены на Дон. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована в Пограничную стражу. Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главная задача Пограничной стражи — охрана границы в экономическом отношении, т.е. борьба с контрабандой. Вторая задача — пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: * недопущение провоза и переноса товаров их задержание; недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим поблизости от берегов, в спасении людей, находящихся на них, и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение. Следовательно, основная обязанность Пограничной стра-| жи — это борьба с контрабандой, т.е. защита экономическим интересов России на государственной границе, а также задержание людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций. На протяжении 1850—1860-х гг. совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. В связи с передачей таможен-] ных органов в 1856 г. от Департамента внешней торговли в Де-! партамент таможенных сборов последнему были подчинены] начальники таможенных округов и Пограничная стража. В соответствии с Указанием военных округов от 8 мая 1861 г.| Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами. Пограничная стража в начале XIX в. охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 г. в государственную казну поступило 16 млн руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 г. — 32 млн руб. Нормативные документы и служебные инструкции, вышедшие в этот период, способствовали расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 г. на офицеров, а с 1878 г. на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и за задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 г. и до начала XX в. целиком оправдала себя. Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе, Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами. Особый интерес представляет вопрос о создании Корчемной стражи и ее деятельности. Первые корчемные команды были созданы еще в Москве в XVII в. для пресечения тайного изготовления, продажи и перевоза предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, — как контрабандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но в том случае, если плата была больше ведра. Еще при Петре I преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 г. в распоряжение московских откупщиков для преследования корчемства и взимания штрафов был предоставлен особый отряд солдат, однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная команда в 1732 г. была подчинена Коммерц-коллегии. При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 г. откупщики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды. В 1840 г. на границах крупных губерний злоупотребления корчемников, которые сопровождались даже убийствами, приняли такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 г. особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. руб. в год) было отнесено на счет земских сборов. В 1875 г. Корчемная стража была переведена в пограничные уезды. В ее состав входили стражники, младшие и старшие объездчики, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы. Во вверенных им районах чины Корчемной стражи были вправе осматривать как проходящие обозы и транспорт, так и проезжающих и проходящих. Возы с соломой, сеном и дру- гими громоздкими предметами испытывались железными щупами, но только в том случае, если это не наносило вреда товарам. Стражники имели право проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи «питей» в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие. Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны. В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 г. министром финансов В. Коковцевым, говорилось, что «Корчемная стража предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы». Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами. Оценивая место, роль и целесообразность создания и деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что деятельность Корчемной стражи направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в пограничных районах. Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 г. При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт ее свидетельствует, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. В современном российском законодательстве внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Само словосочетание «таможенное дело» означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с ней другими структурами таможенной службы, поэтому термин «таможенное дело» идентичен терминам «деятельность таможенной службы», «таможенная деятельность». Такая однозначная их интерпретация вполне правомерна. В процессе развития российского таможенного законодательства понятие таможенного дела определялось по-разному. В Таможенном кодексе СССР содержалось определение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого характерны были расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, который непосредственно связан с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей. Подобная область знаний, несомненно, носит комплексный, междисциплинарный характер. Обусловлено это назначением и характером российской таможенной службы, представляющей собой систему специально созданных таможенных органов, непосредственно осуществляющих таможенную деятельность (таможенное дело). Среди выполняемых ею задач и функций главные — разработка и реализация конкретных мер в области регулирования внешнеэкономической деятельности и контроль за ее осуществлением. Таможенное дело относится к той сфере деятельности, которая связана с институтами регулятивного, правового, управленческого характера. Следовательно, оно носит институциональный характер. В этом качестве таможенное дело — объект изучения наук: экономических, правовых, гуманитарных, управления, статистики, информатики и др. До принятия Таможенного кодекса РФ в 2003 г. (далее -ТК РФ) о таможенном праве на страницах научной литературы почти не упоминалось, хотя существовала система правил, регулирующих перемещение товаров через Государственную границу РФ в форме режимов перемещения товаров и транспортных средств. Одновременно существовал ряд нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую дея-
тельность. Основой развития таможенного права России стали либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю. Все это и повлияло на активную работу правоведов и ученых, разработку нормативных актов, регулирующих порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Вопросы и задания для повторения 1. С чем была связана необходимость развития таможен 2. Как происходило становление таможенного дела в Рос 3. Как определялось понятие «таможенное дело» в процес 4. Назовите обязанности Пограничной стражи. 5. Дайте определение внешнеторговой деятельности. Тема 2 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Понятие, содержание и структура таможенного дела имеют не только концептуально-теоретическое, но и практическое, прикладное значение. В ТК РФ содержится определение таможенного дела. Таможенное дело — совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное дело в Российской Федерации включает порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Неоднородность и комплексность характера таможенного дела во многом обусловлены его природой и целевым назначением. В его функции входит решение многоплановых разнородных задач, удовлетворение различных интересов и потребностей. Что касается составных частей (блоков) таможенного дела, то к ним должны быть отнесены: • таможенная статистика и ведение Товарной номенкла • нарушения таможенных правил и ответственность за них; • производство по делам о нарушениях таможенных пра При таком подходе обеспечивается широкое понимание содержания таможенного дела, которое соответствует комплексному характеру ТК РФ. Эти дополнительные блоки содержатся в ТК РФ, и соответствующие отношения достаточно разверну-
то и подробно регламентированы им. Особенно детально в ТК РФ регламентируются нарушения таможенных правил и ответственность за них, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Структура таможенного дела сложна и неоднородна, она включает: ^ таможенную политику; ^ перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств (принципы); ^ таможенные режимы; ^ таможенно-тарифное регулирование; ^ таможенные платежи (федеральные таможенные доходы); ^ таможенное оформление; ^ таможенный контроль; ^ таможенную статистику и ТН ВЭД; ^ определение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела; ^ нарушения таможенных правил и ответственность за них; ^ производство по делам о нарушениях таможенных правил; ^ рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил. Выделение названных блоков в качестве самостоятельных частей таможенного дела весьма условно, однако их перечень может быть расширен. Например, исходя из смысла и расположения правового материала в отдельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов РФ. В целом же предложенная схема адекватно отражает современную структуру российского таможенного дела. Роль, значение и статус каждого из перечисленных блоков не одинаковые. В совокупности они представляют определенное органическое единство, поскольку направлены не только на решение задач Российской Федерации и ее субъектов в таможенной сфере, но и шире — на защиту внутри- и внешнеэкономических интересов России. Особая роль в этом сложном процессе принадлежит, конечно, таможенной политике. Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей основу таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением и таможенным контролем — важными, но все же подчиненными этой политике элементами таможенного дела. Следует различать материальные и процессуальные нормы таможенного права. Так, ответственность за контрабанду, укло- нение от уплаты таможенных платежей и иные преступления в сфере таможенного дела регулируется нормами материального уголовного права. Соответствующие нормы выделены в отдельные статьи ТК РФ. При наличии же признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, последние, выступая в качестве органов дознания, возбуждают уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, производят неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Наиболее отчетливо разделение норм таможенного права на материальные и процессуальные видно на примере разд. X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» ТК РФ. Как следует из самого названия этого раздела, он состоит из двух относительно самостоятельных подразделов. Первый охватывает нормы материального таможенного права: определение нарушения таможенных правил, ответственность лиц за их совершение, виды взысканий, классификацию (перечень) видов нарушений таможенных правил и ответственность (с указанием конкретных видов взыскания). Второй включаеттаможенно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок рассмотрения этих дел. Существенными особенностями характеризуется такой блок таможенного дела, как таможенный контроль. Этот контроль имеет сквозной характер: он осуществляется на всех стадиях таможенной деятельности, в частности в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств. В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры необходимо остановиться на некоторых наиболее часто употребляемых в этой сфере терминах и категориях. В таможенном деле употребляются следующие понятия: ^ товары; ^ российские товары; ^ иностранные товары; ^ транспортные средства, перемещенные через таможенную границу РФ;
^ российские лица, иностранные лица; ^ лица, перемещающие товары; ^ декларант, перевозчик; ^ таможенный режим; ^ выпуск, условный выпуск; ^ таможенное оформление; ^ таможенный контроль; ^ меры экономической политики; •* таможенная пошлина, налоги. Многие из этих понятий подробно будут разъяснены при рассмотрении соответствующих тем Общей и Особенной частей таможенного права. Здесь же рассмотрим термины, которые имеют особое значение, в том числе и для последующего изложения соответствующего учебного материала. Это следующие понятия: «таможня», «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенные органы». Понятие «таможня» происходит от слова «тамга», означавшего у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тамгой и являлся, в сущности, налогом, взимавшимся при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной. Место, где товар «тамжили», стало называться таможней. Таможня в современном понимании означает правоохранительный орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов РФ. Согласно ТК РФ таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенные органы — это правоохранительные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Эти органы составляют единую систему, в которую входят Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Таможенная система — наиболее общее, собирательное понятие, которое подразумевает не только государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики, но и практические формы их деятельности. Понятие «система таможенного управления» имеет более узкое значение: оно охватывает лишь те формы деятельности, которые непосредственно связаны с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле. Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — исполнительные и распорядительные органы государства, реализующие таможенную политику. Существенным признаком любой системы управления считается наличие строгой субординации, иерархических отношений административной подчиненности. С этой точки зрения в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур, учреждений, организаций, которые, хотя и занимаются в ходе своей деятельности решением отдельных таможенных вопросов, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов. Термин «таможенная служба» может употребляться в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о совокупности таможенных органов, органах таможенной охраны, иных звеньях и структурах, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, о правовом статусе должностных лиц таможенных органов, а также о порядке и правовых условиях приема на службу и прохождения государственной службы в таможенных органах. Во втором случае говорится о таможенной службе только как о виде государственной службы; о порядке и условиях прохождения государственной службы в таможенных органах, об иных звеньях (таможенных лабораториях, вычислительных центрах, научно-исследовательских институтах, вузах и иных учреждениях таможенного профиля).
Руководство таможенным делом — одна из форм направления, координации и контроля за осуществлением таможенной, политики, входящая в компетенцию органов государственной ] власти РФ: Федерального Собрания РФ, Президента РФ. Управление таможенным делом (или таможенное управление) следует определить как организацию и осуществление управленческой деятельности, направленной на проведение в жизнь таможенной политики и таможенного дела. Управление таможенным делом осуществляется на различных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном уровне, краевом, областном уровнях, на уровне территории деятельности таможенных постов. Учитывая большое значение для последующего изложения таких категорий как таможенная политика и таможенное законодательство, проанализируем их более подробно. Таможенная политика включена в состав понятия таможенного дела. Цели таможенной политики — регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России, содействие проведению структурной перестройки. В таможенное дело входит валютный контроль, а таможенные органы обладают в этой области определенной компетенцией. Определение целей и характера таможенной политики РФ относится к концептуальным вопросам таможенного права. Таможенную политику России в общем виде можно определить как систему политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений. Таможенная политика — это составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации. Существует взаимосвязь таможенной политики и внутренней политики российского государства. В условиях формирования и развития рыночных отношений таможенная полита как инструмент и средство решения внутриэкономических за дач приобрела большое значение: она призвана, во-первых стимулировать всестороннее развитие отечественной экономи ки, придавать ей новые импульсы; во-вторых, ограждать ее проникновения извне деструктивных элементов и разрушительных влияний. Говоря о современном значении таможенной политики, следует учитывать состояние промышленности, производства, сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры, уровень социальной защищенности населения. Недооценка значения всех таможенных инструментов (правовых, организационных, тарифно-пошлинных, таможенно-контрольных) может нанести серьезный ущерб экономическим интересам, служащим основой внутренней политики современного российского государства. Как составная часть внутренней политики таможенная политика направлена на защиту государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан. Такая ее направленность еще более возросла с принятием ТК РФ, в котором большое внимание уделено именно этой стороне таможенного дела. Можно сказать, что все содержание ТК РФ имеет правоохранительный характер. Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенная политика считается составной частью внешней политики России. В современных условиях таможенная политика служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов России, выступая одним из основных средств осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Продуманная и сбалансированная таможенная политика призвана не только реализовывать внешнеэкономические интересы, но и оградить национальную экономику от развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема. Таможенная политика РФ активно способствует интегрированию российской экономики в мировое хозяйство. Важнейшее средство решения этой задачи — участие России в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Один из основополагающих принципов осуществления таможенной политики — ее единство, которое исключает возможность разделения политики между Российской Федерацией в целом и ее субъектами (республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами). Из принципа единства таможенной политики вытекает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации.
Необходимо выделить принципиальный характер политико-правовой системы, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики (как и к характеристике таможенного законодательства): • на территории России не допускается установление та • ограничение перемещения товаров и услуг может вво Вопросы и задания для повторения 1. Дайте определение понятия «таможенное дело». 2. Опишите структуру таможенного дела. 3. Какие существуют нормы таможенного права? 4. Дайте определение понятия «таможня». 5. Что такое «таможенные органы» и «таможенная система»? 6. Охарактеризуйте таможенную политику. 7. Для чего существует таможенная политика?
|