Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 39. Дополнение






Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.

Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы предложений.

 

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

(М. Джалиль.)

 

II. Проверка домашнего задания.

III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Мальчикпишет

что? чем? кому?

Письмо карандашом брату

— На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят?

Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие).

Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том или ином второстепенном члене предложения.

1. От какого слова зависит?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Чем может быть выражено?

Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план ответа.

 

IV. Закрепление материала.

1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.

 

1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.

 

(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

2. Устная работа.

Укажите грамматические основы предложений.

Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.

 

1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)

 

3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

1..

2..

4. Составление таблицы.

Т а б л и ц а 9[12]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал