Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 39. Дополнение
Знать: определение понятия, способы выражения дополнения. Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся находят грамматические основы предложений.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне. (М. Джалиль.)
II. Проверка домашнего задания. III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом. Мальчикпишет что? чем? кому? Письмо карандашом брату — На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят? Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие). Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том или ином второстепенном члене предложения. 1. От какого слова зависит? 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Чем может быть выражено? Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план ответа.
IV. Закрепление материала. 1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.
1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.
(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.) 2. Устная работа. Укажите грамматические основы предложений. Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.
1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)
3. Составьте и запишите предложения по данным схемам. 1.. 2.. 4. Составление таблицы. Т а б л и ц а 9[12]
|