Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 32. Виды предложений по цели высказывания
Знать: виды простых предложений по цели высказывания, особенности интонации побудительных, вопросительных предложений. Уметь: распознавать предложения по цели высказывания интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.
I. Проверка домашнего задания.
II. Синтаксическая пятиминутка. Учитель читает предложение По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.) Один из учащихся повторяет его, затем из предложения выделяет словосочетания. Работа проводится устно. — Какие звуки помогают автору передать грохот грома?
III. Наблюдения на с. 55, 56, § 28. Упр. 138, 139 выполняются с использованием грамзаписи. Обращается внимание на интонацию повествовательных и побудительных предложений. Учитель сообщает учащимся, что интонация состоит из следующих элементов: а) повышения и понижения голоса; б) пауз. Паузы могут быть как внутри, так и между предложения ми. Паузы внутри предложения короче, чем между предложениями. При выполнении упр. 139 следует обратить внимание учащихся на символ — рисунок на полях книги. — Что обозначает этот рисунок? (Упражнение по речевому этикету. Это упражнения, которые обучают вежливой речи.) Наблюдения на с. 57.
IV. Запись предложений под диктовку. Учащиеся должны определить их вид, затем прочитать, соблюдая интонацию повествовательного предложения (с повышением интонации в начале предложения — и снижением голоса к концу предложения — ), побудительного предложения (с выражением голосом дружеского совета, настойчивого требования, просьбы и пр.). Основы предложений подчеркнуть.
1. Бабушка, постой немножко! (А: Пушкин.) 2. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (В. Солоухин.) 3. Расскажи мне об этом писателе. 4. Хлещет все яростней дождь проливной. (А. Барто.)
— С какой интонацией будет произнесено первое предложение? (С выражением мольбы, просьбы.) Какое слово требует такой интонации? (Ласкательное — бабушка.) — Приведите примеры вопросительных предложений.
V. Слово учителя. В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелание могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Это во многом зависит от конкретной ситуации. Послушайте два текста, в которых использованы побудительные предложения. Определите их основную тему. Что общего и что различного в содержании этих текстов? В каком стиле написан первый? Что выражают вопросительные и побудительные предложения первого текста? (Категоричность.) Второго? (Совет.)
I — Нужно знать правила, — сказал строго папа.— Ты знаешь? — Нет. — А вот они: когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде... — А подливу? Мама обернулась ко мне. — Что подливу? — спросила она. — Вылизать... — сказал я. У мамы брови подскочили до самой прически. Она стукнула пальцем по столу. — Не смей вылизывать! (В. Драгунский.)
II Когда ешь, не откусывай больших кусков — это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, потом ответь. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно. (А. Дорохов.)
VI. Запись в «Словарь корней». -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествовательное (предложение).
Домашнее задание: упр. 140 (письменно), 142 (устно); рассказ о видах предложений по цели высказывания.
|