Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Учитель сообщает школьникам, что правильно понять смысл написанного часто помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
IV. Запись на доске. — Пунктуация — правила постановки знаков препинания. Чтение текста «О том, как все зависело от запятой».
Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл — или не знал как — поставить занятую: казнить нельзя помиловать. Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать.— Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой. (По А. Моисееву.)
Какую мысль доказывает автор? (Мысль о важности правильной постановки знаков препинания.)
V. Допишите предложения.
Синтаксис изучает... Пунктуация изучает...
VI. Наблюдения на с. 47 учебника. — Составьте возможные словосочетания, запишите их, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы (слова заранее записаны на доске).
Пож..леть, друг; увл..каться, спорт; уд..вительный, зрелище; спуститься, герой; смелый, снег.
— Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.) Обращаем внимание учащихся на то, что не все слова могут сочетаться друг с другом. Это могут делать т такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Однако иногда поэты и писатели сознательно нарушают законы сочетаемости слов, используя непривычные для обиходной речи словосочетания. Такие словосочетания являются средствами выразительности речи. Они помогают нам ярче, образнее представить описываемый предмет, явление. Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов. Какие словосочетания показались вам необычными? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты? 1) Под музыку осеннего дождя Иду во тьме... (К. Фофанов.)
2) Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам. (Н. Рыленков.)
3) И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы. (И. Бунин.)
4) В небе дым поблеклый, Снег на тротуаре, На трамвайных стеклах — Ледяной гербарий. (И. Кобзев.)
— Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, кусты, слезы, гербарий. — Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.) — Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса.) — Как найти в словосочетании главное и зависимое слова?
VII. Запись в «Словарь трудных слов». Герой, героизм. Устно составьте с этими словами словосочетания, указав главное и зависимое слова.
Домашнее задание: § 25, упр. 121; повторить слова из словаря.
|