Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 16. Развитие речи. Текст. Стили речи






Знать: основные признаки текста; различать стили речи[7].

Формирование умения строить текст.

 

I. Учащимся предлагается сравнить две записи в учебнике на с. 25. Почему первую запись нельзя назвать текстом? (Предложения не связаны общим смыслом.)

Учитель сообщает учащимся, что текст — это высказывание, которое состоит из предложений, связанных общим смыслом, темой.

— Прочитайте вторую запись. Докажите, что это текст, определите, о чем он.

— Предложения в тексте построены в определенной последовательности. Прочитайте упр. 64. Почему его нельзя назвать текстом? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать? Составьте текст (устно).

— Существует ряд способов соединения предложений в тексте. Это повторы слов, замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. Найдите эти средства связи в текстах упр. 65.

— Сравните два текста, В чем отличие текстов по содержанию?

 

I

Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хороша! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце.

(По Г. Скребицкому.)

 

II

Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников.

(По Н. Осипову.)

 

Учащиеся отметят, что оба текста — описание рыб, но тексты отличаются конкретным содержанием; в одном речь идет о щуке, в другом — о красноперке; отличаются темой высказываний.

Учитель сообщает школьникам, что тема это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем.

 

II. Наблюдения на с. 8, § 4.

Чтение текстов, ответы на вопросы:

— О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков — сообщить сведения о ветре, об меняться впечатлениями о ветреной погоде или нарисовать картину порывистого ветра?

— Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать второй или третий текст? Почему? Каким текстом вы воспользуетесь, чтобы поделиться впечатлением о погоде? А чтобы дать научное определение ветра?

Учащимся сообщается, что в зависимости от того, с кем говоришь (или кому пишешь), зачем, в какой обстановке (то есть от речевой ситуации), определяется стиль речи.

 

III. Знакомство с признаками разговорного стиля (используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; задача стиля — общение; высказывание в разговорном стиле обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные, вопросительные предложения).

— Найдите признаки разговорного стиля в тексте упр. 14.

 

IV. Знакомство с научным, деловым и художественным стилями (научный стиль обычно используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений; художественный — если необходимо передать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину).

— Сравните второй и третий тексты. Чем они отличаются? Какой из этих текстов уместен в научной литературе, какой — в художественной? Какие задачи решали авторы этих текстов? (Сообщение и воздействие.)

 

Домашнее задание: упр. 66(устно).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал