Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 16. Развитие речи. Текст. Стили речи
Знать: основные признаки текста; различать стили речи[7]. Формирование умения строить текст.
I. Учащимся предлагается сравнить две записи в учебнике на с. 25. Почему первую запись нельзя назвать текстом? (Предложения не связаны общим смыслом.) Учитель сообщает учащимся, что текст — это высказывание, которое состоит из предложений, связанных общим смыслом, темой. — Прочитайте вторую запись. Докажите, что это текст, определите, о чем он. — Предложения в тексте построены в определенной последовательности. Прочитайте упр. 64. Почему его нельзя назвать текстом? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать? Составьте текст (устно). — Существует ряд способов соединения предложений в тексте. Это повторы слов, замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. Найдите эти средства связи в текстах упр. 65. — Сравните два текста, В чем отличие текстов по содержанию?
I Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хороша! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце. (По Г. Скребицкому.)
II Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову.)
Учащиеся отметят, что оба текста — описание рыб, но тексты отличаются конкретным содержанием; в одном речь идет о щуке, в другом — о красноперке; отличаются темой высказываний. Учитель сообщает школьникам, что тема это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем.
II. Наблюдения на с. 8, § 4. Чтение текстов, ответы на вопросы: — О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков — сообщить сведения о ветре, об меняться впечатлениями о ветреной погоде или нарисовать картину порывистого ветра? — Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать второй или третий текст? Почему? Каким текстом вы воспользуетесь, чтобы поделиться впечатлением о погоде? А чтобы дать научное определение ветра? Учащимся сообщается, что в зависимости от того, с кем говоришь (или кому пишешь), зачем, в какой обстановке (то есть от речевой ситуации), определяется стиль речи.
III. Знакомство с признаками разговорного стиля (используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; задача стиля — общение; высказывание в разговорном стиле обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные, вопросительные предложения). — Найдите признаки разговорного стиля в тексте упр. 14.
IV. Знакомство с научным, деловым и художественным стилями (научный стиль обычно используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений; художественный — если необходимо передать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину). — Сравните второй и третий тексты. Чем они отличаются? Какой из этих текстов уместен в научной литературе, какой — в художественной? Какие задачи решали авторы этих текстов? (Сообщение и воздействие.)
Домашнее задание: упр. 66(устно).
|