Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 18. Глагол
Знать: о глаголе как части речи. Уметь: находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.
I. Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна». Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи...
— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.) — Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают. — Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова: … , … ? Приведите примеры слов этой части речи. — От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется спряжение глагола? Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут — I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные, поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на -ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения. II. Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).
Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.
— Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете? — Запомните написание начальной формы глаголов: та я ть, ре я ть, ве я ть, се я ть, чу я ть, ла я ть, ка я ться, ма я ться, наде я ться, леле я ть — I спряжения; кле и ть — II спряжения.
III. Запись в «Словарь корней». Разв и тие, разв и вать (ребенка), зав и ваются (кудри). Составить (устно) с этими словами предложения.
IV. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31). Благодаря какой особенности произношения глаголов на -тся, -ться рифмуются вторая и четвертая, первая и третья строчки? З а п о м н и т е: в конце глаголов никогда не пишется -ца! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица, синица.
V. Наблюдения на с. 31. — Чем определяется выбор -ться, тся в глаголах? (Вопросом ч т о д е л а т ь? — купаться, ч т о д е л а ю т? — купаются.)
VI. Закрепление материала. 1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при выборе написания -ться, -тся: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола; 3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется, в 3-м лице — не пишется). 2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на -ться, -тся. С 2—3 из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание -ться, -тся. О б р а з е ц з а п и с и:
домашнее задание: § 16, упр. 78.
Урок 19. Глагол (продолжение темы) I. Вспомните способ действия при написании безударных личных окончаний глаголов: а) поставить глагол в начальную форму; б) выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли глаголом-исключением; после этого определить спряжение глагола. Образец рассуждения: стро-шь (что делаешь?); ч т о д е л а т ь? — строить, глагол на - ить, значит, II спряжение — строишь.
II. Работа с таблицей на с. 33 учебника.
III. Закрепление материала. Запись под диктовку. Графически обозначьте окончания глаголов. Образец записи:
Не борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, тростник не колышется, сеется дождь, строят дом, не пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце. IV. Запись в «Словарь трудных слов». Не был, не нужно, не мог, исчезать, исчезнуть. Запись в «Словарь корней». Веять, развеваться (на ветру), развевающийся (флаг). V. На доске заранее написан (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». Нужно найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой, Набегает холодок.
— Назовите глаголы, которые «оживляют» картину природы. Какие слова передают состояние тревоги перед дождем? VI. Образуйте от данных глаголов форму женского рода единственного числа прошедшего времени. Графически объясните написание глагольного суффикса. Образец:
Видеть, слышать, строить, таять, веять, клеить.
Домашнее задание: упр.86.
|