Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И или -е в окончаниях существительных
Один из учеников заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя: — Почему только об окончаниях -е и -и идет речь? (Потому что только эти окончания существительных I склонения в безударном положении звучат неясно и их можно написать неверно.) — Почему в качестве проверочных слов мы можем подставлять слова земля, вода, страна? (Эти слова I склонения имеют ударное окончание, которое совпадает с безударным.) Почему к словам II и III склонений не нужно подставлять проверочные слова? (Потому что там один вариант написании: для слов II склонения — только е, III — только и.) (Позднее, когда учащиеся познакомятся с существительными на -ия, -ие, -ий, работа с данной таблицей будет продолжена. Пока же она в таком виде чертится в разделе «Справочник» ученического словаря.)
V. Объяснительный диктант. О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: идут по дорог — дорога, сущ. I скл., подставляю слово земля — идут по земле́ — идут по дороге. О б р а з е ц з а п и с и:
Висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди, к дяде; писал в тетради, в тетрадке; подойти к юноше, говорить о юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на высокой ели, елке; падают с ветки; сиять от радости.
Домашнее задание: § 19, упр. 96.
Урок 21. Развитие речи. Тема сочинения [8] Цель урока: дать понятие широкой и узкой темы; формирование умения соотносить тему и содержание высказывания.
I. Наблюдения на с. 33. Определение широкой и узкой темы высказывания.
II. Сопоставьте данные темы; определите, какие из них уже, запишите их в тетради.
1. Как я отдыхал на туристской базе. Прощальный костер. В походе. Праздник Нептуна. 2. Летом в деревне. В ночном. Летние каникулы в деревне. III. Из тем, написанных на доске, выберите широкую, в которую входили бы все остальные, узкие темы.
1. Осенний листопад. 2. Осенью на нашей речке. 3. Осень пришла... 4. Осеннее утро в роще. 5. Последние осенние цветы. 6. Моя рябина поздней осенью. 7. «Уж небо осенью дышало...»
IV. Подберите и запишите узкие темы к широкой теме.
Зимние развлечения. Зима. Мой сад. Любимый уголок природы. Полевые работы.
V. Напишите сочинение по данному началу. С этой целью уточните для себя тему, определите ее границы. Озаглавьте сочинение.
Однажды летом (зимой, весной) я пошла (пошел) погулять к озеру (в парк, на берег моря, в рощу, в лес). Погода стояла чудесная, и на душе у меня было легко и радостно...
Домашнее задание: закончить сочинение; подготовиться к контрольному словарному диктанту.
|