Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И или -е в окончаниях существительных






I склонение II склонение III склонение
Род. пад. у дорог (у земли́) Дат. пад. по дорог (по земле́) Пр. пад. о дорог (о земле́) только - Только -

 

Один из учеников заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя:

— Почему только об окончаниях и идет речь? (Потому что только эти окончания существительных I склонения в безударном положении звучат неясно и их можно написать неверно.)

— Почему в качестве проверочных слов мы можем подставлять слова земля, вода, страна? (Эти слова I склонения имеют ударное окончание, которое совпадает с безударным.)

Почему к словам II и III склонений не нужно подставлять проверочные слова? (Потому что там один вариант написании: для слов II склонения — только е, III — только и.)

(Позднее, когда учащиеся познакомятся с существительными на -ия, -ие, -ий, работа с данной таблицей будет продолжена. Пока же она в таком виде чертится в разделе «Справочник» ученического словаря.)

 

V. Объяснительный диктант.

О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: идут по дорог дорога, сущ. I скл., подставляю слово земляидут по земле́идут по дороге.

О б р а з е ц з а п и с и:

 

Висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди, к дяде; писал в тетради, в тетрадке; подойти к юноше, говорить о юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на высокой ели, елке; падают с ветки; сиять от радости.

 

Домашнее задание: § 19, упр. 96.

 

Урок 21. Развитие речи. Тема сочинения [8]

Цель урока: дать понятие широкой и узкой темы; формирование умения соотносить тему и содержание высказывания.

 

I. Наблюдения на с. 33. Определение широкой и узкой темы высказывания.

 

II. Сопоставьте данные темы; определите, какие из них уже, запишите их в тетради.

 

1. Как я отдыхал на туристской базе. Прощальный костер. В походе. Праздник Нептуна.

2. Летом в деревне. В ночном. Летние каникулы в деревне.

III. Из тем, написанных на доске, выберите широкую, в которую входили бы все остальные, узкие темы.

 

1. Осенний листопад. 2. Осенью на нашей речке. 3. Осень пришла... 4. Осеннее утро в роще. 5. Последние осенние цветы. 6. Моя рябина поздней осенью. 7. «Уж небо осенью дышало...»

 

IV. Подберите и запишите узкие темы к широкой теме.

 

Зимние развлечения. Зима. Мой сад. Любимый уголок природы. Полевые работы.

 

V. Напишите сочинение по данному началу. С этой целью уточните для себя тему, определите ее границы. Озаглавьте сочинение.

 

Однажды летом (зимой, весной) я пошла (пошел) погулять к озеру (в парк, на берег моря, в рощу, в лес). Погода стояла чудесная, и на душе у меня было легко и радостно...

 

Домашнее задание: закончить сочинение; подготовиться к контрольному словарному диктанту.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал