Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В словосочетании
Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании. Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании; составлять словосочетания. Повторение: правописание безударной гласной в корне слова.
I. Проверка домашнего задания. Два ученика записывают на доске по одному словосочетанию из первой и второй частей заданного на дом упр. 121, показывая, как обозначается смысловая связь в словосочетании. Остальные по цепочке зачитывают составленные ими словосочетания с указанием главного и зависимого слов. Дополнительные вопросы: Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него? — Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.) — Как найти зависимое слово в словосочетании? — Как обозначается смысловая связь между словами словосочетания? II. Объяснение нового материала. На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся объясняют выбор орфограмм в этих словах (устно).
Пом..гаешь, друг; чудесный, картина; пр..сить, помощь; ше..ствуешь, малыши; смелая, г..рой.
— Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? (Нет.) — Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания? (Изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.) На доске и в тетрадях записываются словосочетания, образованные из данных пар слов, с выделением окончаний зависимых слов, подчеркиванием предлогов. Делается вывод: из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.
III. Тренировочные упражнения. 1. Из данных слов составьте словосочетания. Обозначьте смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями. Укажите, какой частью речи выражены слова в словосочетании, составьте схему словосочетания.
Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг; отзываться, похвала.
Делается вывод о средствах связи слов в словосочетании: а) окончание зависимого прилагательного; б) окончание зависимого существительного (с предлогом или без него). 2. Составьте и запишите словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко. При анализе словосочетаний учащиеся приходят к выводу, что зависимые слова в них — наречия — не изменяются, то есть не имеют окончаний. Учитель сообщает пятиклассникам, что в таких словосочетаниях слова связаны по смыслу. 3. По мере того как выполняются два предыдущих задания, учитель записывает на доске (с пропуском между строчками):
Т а б л и ц а 4
|