Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 33. Восклицательные предложения
Знать: виды предложений по интонации; об употреблении восклицательного знака. Уметь: распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные).
I. Проверка домашнего задания. 1. Проверка выполнения упр. 140. 2. Один из учащихся составляет таблицу «Виды предложений по цели высказывания». Т а б л и ц а 6
Затем таблица заполняется примерами.
1. Вы взяли в руки учебник русского языка. 2. Познакомьтесь с ним. 3. Что написано на его переплете? II. Устная синтаксическая пятиминутка. Выделите из предложений главные члены.
1. Мой сад с каждым днем увядает. (А. Майков.) 2. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.)
— Почему поэтесса называет осину трепещущей?
III. Объяснение нового материала. Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклицательном знаке (с. 59). — В каких случаях употребляются восклицательные предложения? (Для выражения каких-то сильных чувств — эмоций.) Запись в «Словарь трудных слов»: эмоции. Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль, любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.) IV. Учащимся дается задание прослушать предложения и определить, какие чувства (радость, зависть, восхищение, удивление, не доброжелательность и др.) выражаются в них. 1 Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин.) (Выражение злости, зависти.) 2. Что за диво! Все так чисто и красиво. (А. Пушкин.) (Выражение восхищения.) 3. Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! (Б. Заходер.) (Чувство радости.)
— Какой знак ставится в конце восклицательных предложений? Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть специальные «восклицательные средства»: слова ну и, вот (частицы), ах, ох, эх (междометия), кто, как, каков, сколько (местоименные слова)[9]. Эти слова записываются на доске и в тетрадях. Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине предложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию возмущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях восклицательный знак может заключаться в скобки. — Выразительно прочитайте предложения парами. Объяснит постановку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?
Я тебе покажу!!! — Я тебе покажу. Я! буду! учиться! — Я буду учиться. Он всегда (!!!) говорит правду. Он всегда говорит правду.
V. На доску с помощью графопроектора спроецированы предложения. Учащиеся должны распределить эти предложения по двум колонкам. Повествовательные предложения | Побудительные предложения
1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Н. Носов.)
Домашнее задание: § 29; по выбору учащихся: упр. 151; выписать из «Хрестоматии по литературе» 5 восклицательных предложений, в которых используются «восклицательные средства».
|