Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 5. Орфограмма
Знать: что такое орфограмма. Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.
I. Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́ есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются о р ф о г р а м- м а м и. Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом). Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо. II. Чтение материала § 6 на с. 11-13. — Что такое орфограмма? — Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»? Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор. Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах: III. Запись слов — по два примера — с орфограммой в корне и окончании. IV. На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.) Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне. При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа: 1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена: 1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
V. Упр. 25, 26 (частично).
VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена. (По К. Паустовскому) Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».
|