Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Пособие «Уроки русского языка в 5 классе» содержит методические разработки всех тем курса V класса, построено в соответствии с требованиями школьной
Пособие «Уроки русского языка в 5 классе» содержит методические разработки всех тем курса V класса, построено в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная книга — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения. Это и отражение личного опыта работы автора в школе. При разработке уроков автор руководствовался принципиальным положением: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками. Этим объясняется выделение в каждом уроке рубрик «Знать», «Уметь». Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала. В пособии определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов школьного курса, на каких вопросах должно быть сконцентрировано основное внимание. Так, при изучении в в о д н о г о к у р с а с и н т а к с и с а поставлена задача формирования в первую очередь главных, опорных синтаксических умений, без отработки которых на данном этапе в последующие годы невозможно прочное усвоение систематического курса синтаксиса, овладение на должном уровне пунктуационными умениями и навыками. Б а з о в ы е умения: — в ы д е л я т ь с л о в о с о ч е т а н и я и з п р е д л о ж е н и я (правильное определение синтаксической зависимости слов в предложении оказывает влияние на усвоение правописания форм, обусловленных этими связями (например, в согласовании, управлении), и на пунктуацию (например, способствует совершенствованию навыка постановки знаков препинания при однородных членах). Позднее степень овладения умением выделять словосочетания из предложения скажется при изучении причастия и деепричастия: верное нахождение зависимых от причастий и деепричастий слов определяет правильность границ причастных и деепричастных оборотов и постановки знаков препинания и пр.; — н а х о д и т ь г р а м м а т и ч е с к у ю о с н о в у п р е д л о ж е н и я, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое — глаголом. Причем отрабатывать это умение необходимо не путем повторения уже известного, а на более трудных примерах, на более высоком практическом уровне. Пропедевтически (без обязательного усвоения этого материала всеми учащимися V класса) постепенно формировать умение находить основу в предложении типа: Три девицы под окном пряли поздно вечерком, где подлежащее выражено словом или сочетанием слов, отвечающим на вопросы к т о? ч т о?; — о п р е д е л я т ь к о л и ч е с т в о п р е д л о ж е н и й (основ) в составе сложного, связанного союзами и, а, но или без союзов, и сложноподчиненного со словами когда, который, чтобы, потому что при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения. Безусловно, наряду с указанными выше, в V классе при изучении данного раздела решаются и другие задачи, определенные программными требованиями, но эти являются первоочередными, создающими прочную базу для совершенствования синтаксических и пунктуационных умений в последующие годы обучения. Успешному решению этих вопросов помогает использование как традиционных видов и форм работы по синтаксису и пунктуации, так и таких, как, например, «Составь предложение, предварительно выполнив ряд действий» (этот вид работы включает в себя задания, связанные с умением различать части речи и члены предложения, определять синтаксическую функцию различных частей речи, находить слово по его морфологическим признакам, строить предложение заданной структуры и пр.); синтаксический разбор предложения с использованием наборного полотна, цифрового кода; упражнения с выборочным ответом, схематические диктанты и т. д. (Подробное описание методики проведения заданий подобного типа см. в пособии: Б о г д а н о в а Г. А. Опрос на уроках русского языка, — М., 1989.) Важное место в формировании указанных базовых умений и навыков по синтаксису и пунктуации занимает систематический, практически включенный в каждый урок контроль. При изучении несинтаксических тем он должен занимать на уроке не более 5—6 минут, поэтому этот вид работы и называется синтаксической пятиминуткой. Задания пятиминуток могут быть разными (см. уроки). Проводятся они в основном в устной форме (кроме составления предложений по данным схемам, схематических диктантов и ряда других видов работ). На уроке обычно предлагается не более двух предложений. Их анализ, как правило, осуществляется без предварительной записи. Это не только экономит время, но и способствует формированию умения определять структуру предложения на слух, что очень важно при написании диктанта. Если в пятиминутку включена работа по анализу структуры предложения, то после первого прочтения предложения учителем один из учащихся повторяет его вслух (как показывает практика, учащиеся часто затрудняются с первого раза запомнить предложение, даже если оно не осложнено), после вторичного оно анализируется устно. При этом учащиеся вначале находят грамматическую основу (или основы) предложения, объясняют постановку знаков препинания, а затем составляют и вычерчивают на доске схему. Эту работу можно проводить и при проверке домашнего задания, когда вызванный к доске ученик составляет схемы указанных учителем предложений из домашнего упражнения. В центре внимания работы п о о р ф о г р а ф и и — усвоение пятиклассниками правописания корней и окончаний. Овладение умением верного выбора орфограмм в этих морфемах составляет основной предмет орфографической работы в системе как направленного, так и свободного письма. Поэтому в «Уроках...» большое место уделено формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешности в работе по предупреждению и устранению одной из самых распространенных ошибок — написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. При этом обучать следует не на упрощенном материале (эта тема часто даже в V классе «отрабатывается» на двух-, трехслоговых словах типа трава, земля, страна и т. п.), а на таком, который обогащает речь школьников, развивает у них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений. Поэтому материалы уроков включают достаточно трудные для написания, но в то же время часто употребляемые слова с корнями, в которых, как показывает практика, школьники часто допуска ют ошибки (типа -свещ-, -свяш-, -ви-, -ближ-, -див-, -да- и пр.). С такими словами работа ведется в определенной системе. Вначале гнездо слов с подобными корнями включается в раздел ученического словаря — «Словарь корней»[1]. Необходимо, чтобы в гнездо были включены слова различных частей речи. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения «узнавать в лицо» части речи. Затем эти слова многократно «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, тренировочные работы и, наконец, контрольные диктанты. В результате такой систематической работы учащиеся «узнают» эти слова, легко выделяют и определяют в них значение корня, свободно подбирают к ним однокоренные слова, в том числе различных частей речи. Как показывает практика, а также специально проведенные исследования[2], чаще всего ошибки в написании безударной гласной, проверяемой ударением, учащиеся допускают в глаголах. Поэтому в разработки уроков включено большое количество материалов (упражнений тренировочного характера, закрепительных, различного вида диктантов — объяснительных, предупредительных и пр.) на отработку умения выбора данной орфограммы в корне именно глаголов. Учитывая, что глаголы, как правило, сложны и по своей структуре, они предлагаются чаще других частей речи для разбора по составу. В «Уроках...» большое внимание уделяется работе со словами с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова, помещенные на полях учебника, а также те, которые требуют запоминания и с которыми учащиеся могут встретиться в контрольном диктанте, в творческой работе или в свободном письме. Они записываются в раздел «Словарь трудных слов» и заучиваются наизусть. Эти слова, как и вошедшие в раздел «Словарь корней», систематически включаются в контрольные словарные диктанты. Полную самостоятельность при проведении таких диктантов обеспечивает наличие двух вариантов. При этом диктуется сразу два слова: первое — для одного, второе — для другого варианта. В работе по орфографии в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, весьма часто используются работы с привлечением перфокарт. Их применение (как и других видов заданий с элементами программирования, например проверочных работ с выборочным ответом по синтаксису и пунктуации) дает возможность учителю на данном же уроке устанавливать степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. В практике работы применяются различные виды перфокарт, например такой: лист плотной бумаги, совпадающий по размерам с 1/2 согнутого по вертикали листа тетради. Перфокарта имеет 9 рядов круглых отверстий, по 3 в ряду. Всего 27 отверстий. По вертикали они пронумерованы арабскими цифрами: 1, 2, 3... 9. Так выглядят перфокарта и листок с ответами учащегося на указанное ниже задание: Ученик подкладывает под перфокарту согнутый пополам по вертикали лист тетради (он должен совпасть с перфокартой) и в отверстиях перфокарты проставляет нужные буквы. Например, проверяя усвоение написания приставок на з, с, учитель диктует слова (по 3 слова): бесшумный, разбить, безжалостный; сделать, расписать, развалить. Ученик должен проставить в отверстиях перфокарты: 1. с з з 2. с с з И т. д. (см. рис.). У учителя имеется контрольный листок с правильными ответами. Листки с ответами учащихся складываются в пачку, сверху накладывается контрольный листок, по которому прокалывается каким-нибудь острым предметом (можно шилом) во всей пачке одна из букв (например, в данном случае з). При проверке обращается внимание на место прокола. Если на месте прокола буква з, а с без прокола — ученик правильно написал согласную в приставке. Если, скажем, на месте прокола оказывается с, значит, в этом слове ученик ошибся. Ошибка будет и в том случае, если написана з, а возле нее нет прокола. Допустим, ученик оформил свою запись так: 1. с с• з 2. з• с з Точки (они проставлены на месте проколов) показывают, что ученик ошибся во втором слове первого ряда (разбить) и в первом слове второго ряда (сделать). Обязательной является работа в классе н а д в с е м и д о п у щ е н н ы м и о ш и б к а м и. Работа проводится на этом же или после дующем уроке. Методика ее такова: учитель спрашивает, есть ли ошибка в первом слове первого ряда. Если в классе допущена хотя бы одна ошибка, слово записывается, графически объясняется выбор в нем орфограммы. Во втором слове первого ряда? В третьем? И т. д. Таким образом учащиеся записывают и объясняют написание всех слов, в которых были допущены ошибки. Эти упражнения можно выполнять на уроке и без помощи перфокарт, включая их в предупредительные, устные, выборочные диктанты при попутном повторении разделов курса, но в таком случае на их проверку уходит значительно больше времени. Одной из форм опроса является задание «Проверь себя». Методика его проведения следующая: учитель диктует два-три предложения и одновременно проверяет правильность написанного у трех-четырех учеников одного ряда. Желательно, чтобы эти ученики в данный момент урока сидели за партами по одному, что обеспечит полную самостоятельность выполнения работы. Учащиеся должны не только записать предложения, но и графически объяснить в них орфограммы и знаки препинания (какие именно — определяет учитель). Затем вызывается ученик, у которого не проверялось написанное. Он переписывает из тетради на доску предложения с выполненными заданиями. В это время учащиеся продолжают записывать под диктовку следующие предложения, графически объясняя написанное. После того как ученик сделает на доске запись первых предложений, класс прерывает работу и сверяет самостоятельно написанное с записью на доске, ошибки исправляются, добавляется, если возникает необходимость, графическое объяснение. Затем учащиеся задают отвечающему вопросы, связанные с орфографией и пунктуацией данного предложения. После этого вызывается к доске другой ученик. Он списывает со своей тетради следующие предложения, в которых графически объяснена их орфография и пунктуация, а класс записывает под диктовку новые предложения и т. д. Обычно в результате такой работы выставляется 7—8 оценок: и отвечающим, и тем, кто поставил интересные, грамотные вопросы, и тем, у кого учитель проверил работы. Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются тесты. С их помощью в течение 7—10 минут можно проверить, например, знания по теории любого школьного курса, в том числе и то, как усвоен только что объясненный на данном уроке материал. Тесты представляют собой отпечатанные на пишущей машинке или набранные на компьютере задания. Каждое задание обозначается римской цифрой. Для его выполнения необходимо проанализировать несколько примеров (они нумеруются арабскими цифрами). Один-два из них соответствуют правильному ответу. Их должен найти учащийся и на отдельном листке бумаги записать номера. У учителя имеется контрольный листок с верными ответами, по которому он сверяет ответы учащихся. Наличие у учителя такого листка сокращает время проверки работ до секунд. Например, выполняя работу, проверяющую умение находить грамматическую основу предложения (см. с. 46—47), ученик должен записать ответ; учитель сравнивает его со своим: ответ ученика контрольный листок учителя I. 1, 2 I. 1, 3 II. 2, 4 II. 2, 5 Из сравнения видно, что в ответе ученика на I и II задания допущены ошибки. Если ученик не справился с работой, она может быть дана ему для выполнения дома, а на следующем уроке ученик может получить другой вариант по данной теме, но уже повышенной трудности. По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков школьников. В пособие включены как промежуточные тесты (по темам курса), так и итоговые (по разделам и всему курсу). Основными типами уроков в пособии являются уроки, построенные по традиционной схеме: объяснение нового материала, его закрепление, задавание на дом. Как правило, отсутствует проверка домашнего задания. Это объясняется тем, что в соответствии с нормами оценки знаний, умений учащихся тетради в V классе должны проверяться учителем ежедневно. Вместе с тем в ряде уроков представлены образцы работы в классе по проверке домашних заданий. Наряду с традиционными, в пособие включены и уроки систематизации и обобщения знаний (вместо уроков повторения), и уроки-зачеты. В книге учитель найдет достаточно много материала для многоаспектного анализа текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. В ряде случаев представлены варианты вопросов для анализа. Как правило, анализ текста проводится не только с точки зрения орфографии, пунктуации, его строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, но и с точки зрения использования в тексте выразительно средств, знания о которых получены учащимися на уроках литературы в V классе (понятия о сравнении, метафоре, олицетворении, рассказе и его композиции и пр.). В пособии использованы тексты, взятые как из изучаемых пятиклассниками на уроках литературы произведений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Паустовского и др., так и из книг, входящих в круг внеклассного чтения школьников. Чтобы привлечь внимание пятиклассников к чтению, в ряде уроков дается «реклама» книги: прочитывается, а затем не только анализируется текст, взятый из данного произведения, но и приводится короткая справка об авторе книги, других его произведениях, рекомендуется познакомиться с ними (это книги И. Акимушкина, рассказывающие об удивительном мире природы; В. Арсеньева — о его путешествиях с «Пятницей» — Дерсу Узала — по дальнему Востоку; Д. Зуева — писателя и натуралиста и др.). Дидактический материал пособия подобран с учетом того, что, наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, учитель должен решать и ряд других, не менее важных задач: обогащать словарь школьников, формировать навыки правильного произношения, выразительного чтения. Пособие рассчитано на его творческое использование. Иногда уроки содержат больше материала, чем это необходимо для работы на 45 (40) минут. Это дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми. Дополнительный материал к урокам учитель найдет в «Рабочей тетради по русскому языку для 5 класса» (ч. 1, 2) автора Г. А. Богдановой (М., 2000). Она предназначена для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Материал тетради поможет учителю в достижении обязательных результатов обучения («базовый уровень») школьников. Вместе с тем в тетради предлагаются задания, выполнение которых показало бы и уровень повышенной подготовки («продвинутый» уровень) пятиклассников.
|