Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 1. Ваш учебник
I. На доске записаны пословицы: 1. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2. Век живи — век учись. 3. Ученье — свет, а неученье — тьма. 4. За одного ученого двух неученых дают. Учащимся предлагается прочитать их, определить смысл. Одна две пословицы записываются в тетради.
II. Слово учителя. Р е б я т а! Сегодня в мир знаний вас поведет книга — учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена, то есть ее аппарат (лат. apparatus — снаряжение). Знакомство с учебником, его приложениями; ответы на вопросы (с. 3)[3]. По ходу работы учащиеся находят на любой странице учебника значки-символы, указывают, что́ они обозначают.
II. Выразительное чтение заранее написанного на доске текста. У тебя на парте лежит учебник русского языка. В нем встречаются условные обозначения. Они тебе понятны? Если нет, открой страницу 9 учебника и познакомься с ними. Сможешь ли ты теперь объяснить значение значков-символов? Знание условных обозначений учебника поможет тебе успешнее выполнять задания. Над созданием учебника работало много людей: ученые, художники, печатники. Бережно относись к своему учебнику! — Перескажите текст. Определите его основную мысль. IV. Чтение стихотворения В. Суслова «Твой учебник — твой портрет». (Задание дается по усмотрению учителя.) Дают вам учебники в школах бесплатно! И это, конечно же, очень приятно. Но в этой приятности что неприятно: Весною учебник сдается обратно... А если ты, скажем, не очень опрятна И там на страницах какие-то пятна?.. Чернилами синими залит портрет... В тарелку свалился учебник случайно... Так что же: отныне твой личный секрет — Не тайна? Какой-то мальчишка из младшего класса Отыщет там пятнышко хлебного кваса И спросит: — Скажите, вы правда такая грязнуля? Вы этот учебник весною вернули С большим живописным пятном на обложке! Еще я нашел там следы вашей кошки... Ведь надо же: там, где фамилия ваша, Печать приложила перловая каша! Учебник... Ну, что в нем? Обложка... Страницы. Но он в то же время — Портрет ученицы! Хозяйка учебник зубрит, изучает, — И он, между прочим, весь год не скучает. И может весной доложить без утайки О разных привычках и нравах хозяйки.
V. Коллективное составление памятки «Как относиться к учебнику», которая записывается в тетрадь (выборочно).
Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей. Обращайся с ним аккуратно. Никогда не пиши в учебнике ручкой, черновые записи делай в блокноте. Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.
Домашнее задание: вспомнить и записать 2—3 пословицы или поговорки о книге, о роли знаний в жизни человека.
|