![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 52. Простые и сложные предложения
(продолжение темы)
I. Запись в «Словарь корней» -ближ- (-близ-): ближе, близко, близкий, приближаться, приближение, приблизительный, ближайший.
II. Проверка выполнения домашнего упр. 227. К доске вызывается два ученика. Один чертит схемы 1—3-го предложений и дает характеристику 1-го предложения, другой — 4-го и 5-го и объясняет выбор пропущенных букв. III. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся указывают грамматические основы предложений, чертят схемы предложений.
1. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла. 2. Лошадь испугалась и быстро побежала вперед. 3. Когда я вышел из палатки, за вершинами гор разгоралась заря.
Работа со схемами предложений. — Что общего между 1-м и 2-м предложениями? (Наличие союза и.) Чем они отличаются? (В 1-м союз и связывает две части сложного предложения, во 2-м — однородные сказуемые, запятая не ставится.) — Что общего между 1-м и 3-м предложениями? Чем они отличаются? (Общее: оба сложные. Различие: в первом предложении его части не зависят друг от друга — предложение сложносочиненное; в третьем — первая часть не может быть без второй, то есть первая часть сложного предложения зависит от второй, главной — предложение сложноподчиненное.)
IV. Упр. 228 (устно). При разборе предложений учащиеся указывают, в каких предложениях части сложного выступают как независимые, в каких одна часть зависит от другой. На доске вычерчиваются схемы предложений.
V. Запись предложений. Подчеркните в предложениях грамматические основы, составьте схемы. Графически объясните написание безударной гласной в корне глаголов.
1. Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору. 2. Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся. 3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. 4. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
(По выбору учителя школьники делают разбор одного-двух предложений.) VI. Проверочная работа. Цель работы — проверка умения различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений. 1. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены): 1. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло. (М. Пляцковский.) 2. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт. 3. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю. 4. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. II. Найдите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены): 1. Филька разломил буханку хлеба и подал ее лошади. (К. Паустовский.) 2. Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома. 3. Он видит как поле отец убирает. (Н. Некрасов.) 4. Елка стояла посредине комнаты и Мишка ловко развешивал на нее игрушки.
Домашнее задание: § 45, упр. 229; составить схемы предложений (два ученика выполняют задание на пленках графопроектора).
|