Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 53. Простые и сложные предложения
(продолжение темы)
I. Контрольный словарный диктант. (По мере его написания учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корнях глаголов.)
Раздаваться в тишине, исчезать в ночи, поливать цветы, приближаться к лесу, появиться на горизонте, удивляться поведению, потемнеть от сырости, пропадать в горах, прояснить обстановку, задавать тон, сотрясаться от ударов грома, бродить по просеке, удаляться от дома, наслаждаться картиной, увязать в трясине, соединять провода.
II. Проверка домашнего задания. Проверка выполнения упр. 229. Делается вывод о роли союза и в предложении и знаках препинания в предложениях с этим союзом. III. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся должны определить количество грамматических основ в предложениях, составить их схемы.
1. Когда мы подошли к лугу, косцы уже растянулись в длинную вереницу. 2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи долетают звуки кукушки. (Л. Толстой.)
Работа со схемами предложений: — Что общего между предложениями? В чем различие? — Придумать и записать предложения, соответствующие данным схемам. IV. Знакомство с порядком разбора сложных предложений (§ 46). V. Запишите предложения, составьте их схемы. 1—2 предложения (по усмотрению учителя) разбираются учащимися.
1. Через окно я увидел, что большая птица села на ветку клена в саду. 2. Я слышал, как посапывает во сне кот. 3. Когда ветка закачалась, с нее посыпался снег. 4. Синицы смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба. 5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (По К. Паустовскому.)
VI. Графический (схематический) диктант. Учитель читает предложения; учащиеся, не записывая их, чертят схемы, указывая номер предложения.
1. Легкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих. 2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 3. Когда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки. 4. Все заглядывали вперед, где качался шар. 5. Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие бревна. 6. Утром я увидел, что выпал снег.
VII. Решив ряд задач, учащиеся должны составить предложение. Оно записывается в тетрадях поэтапно, по мере выполнения каждого задания: 1) из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень); 2) из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени (румянит); 3) из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти); 4) из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин); 5) полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. Записать сложное предложение, разобрать его.
Домашнее задание: § 46, упр. 232; подготовить связный рассказ о роли союза и в предложении (по таблице 11); упр. 235 (устно).
|