Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 60. Фонетика. Гласные и согласные звуки






Знать: что изучает фонетика; о различении гласных и согласных звуков, их образовании: о различении букв и звуков.

Уметь: различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы, составляют схемы предложений.

 

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю. (И. Тургенев.)

 

II. На доске записано в два столбика:

О Я П Л

О Я И К С К

У А Е Ж Р В Л Й

— Прослушайте еще раз первое предложение. В каком случае отгадать слово этого предложения легче — там, где в столбике записаны одни гласные, или там, где одни согласные? Какие звуки — гласные или согласные — дают больше информации о слове? (Согласные звуки отчетливо подсказывают полный звуковой состав слова. Чем больше согласных, тем легче отгадать слово.)

— Попытайтесь «расшифровать» имена и фамилии известных вам поэтов. В одном столбике они записаны только с помощью гласных, в другом — с помощью согласных. В каком случае легче отгадать слово?

И А И М Х Л Е О О Л Р М Н Т В

А Е А Л К С Н У И П Ш К Н

— Гласные... Почему они так называются? Гласные — из голоса. При их произношении воздух, поступающий из легких, свободно, без преград проходит через рот. Поэтому мы не слышим шума, как это бывает при образовании согласных звуков. Гласные можно легко тянуть, петь.

Основных гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы]. Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки. (Данный фрагмент урока может быть заменен знакомством с теоретическим материалом § 50, 51.)

— Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке — фонетика.

III. Запись на доске и в тетрадях: фонетика (фон- фоно- греч., звук, голос).

— Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень фон.

Объясните значение этих слов. Выделите в них общую часть.

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии), магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука), мегафон (рупор для усиления звука, голоса), микрофон (прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния) и т. д.

 

— Являются ли однокоренными слова: фон (неба, картины) — телефон? Почему?

— Итак, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? На какие две группы делятся звуки речи? Как образуются гласные? согласные? Прочитайте записанные на доске высказывания о русском языке:

 

«Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

(А. И. Куприн.)

 

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый...»

(А. Н. Толстой.)

 

— Что общего в определении языка? (Отмечается его певучесть, красота.)

— Эта красота, певучесть объясняются преобладанием в нашей речи мелодичных звуков. По наблюдениям ученых, они составляют почти 75%. К ним относятся гласные звуки, согласные звонкие. Остальные звуки (25%) немузыкальные, то есть шумные, глухие.

— Существуют ли в природе звуки, кроме звуков речи? Чем они отличаются от звуков речи? (При помощи звуков речи создаются слова. Однако иногда отдельные звуки (или их сочетания) создают, рождают определенные образы.)

 

IV. Какими звуками передает А. С. Пушкин грохот и топот копыт в стихах поэмы «Медный всадник».

 

Как будто грома грохотанье —

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой.

 

— Прослушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Обратите внимание на то, что повторяемость звуков [л] и [н] почти в каждой строчке стихотворения создает впечатление плеска речной волны. Такой прием называется звукописью.

 

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

 

— Какими звуками передает состояние тишины в своем стихотворении поэт?

 

Тихо. Не может быть тише.

Слышно, как всходит трава.

Ночь тишину чуть колышет,

Сладкие шепчет слова.

(В. Мордань.)

 

(Звуками [т], [ш], [ч].)

 

Домашнее задание: § 49—51; упр. 262.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал