Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 63. Согласные твердые и мягкие
Знать: о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости-мягкости согласных. Уметь: различать твердые и мягкие согласные: обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах (музей, текст, тема).
I. Работа с учебником — с. 107—108. Чем отличаются последние звуки в словах слон — олень? ([н] — [н’].) Первые звуки в словах рука — рюкзак? ([р] — [р’].) Объяснение, как обозначается мягкость согласных при фонетической записи слова. О т в е т ы н а в о п р о с ы. 1. Сколько пар согласных звуков по твердости-мягкости в русском языке? (15 пар.) 2. Совпадает ли количество согласных звуков с количеством согласных букв? Почему? (Согласных парных твердых и мягких — 30, а букв для их обозначения в алфавите только 15.) 3. Какие согласные не имеют пар по твердости-мягкости?
II. Упр. 270 (устно) выполняется по образцу учебника. — Что влияет на изменение смысла данных слов? (Различие в твердости и мягкости согласных.)
III. Запишите, как произносятся слова был — бить, мыть — мил, лил — лужа, лук — люк.
IV. Упр. 271. Запись в раздел «Говори правильно». му [з’] ей, [т’] екст, [т’] ема. V. Запись под диктовку. В выделенных словах учащиеся обозначают мягкие (буквой м) и твердые (буквой т) согласные. Необходимо отрабатывать умение давать характеристику согласных по твердости-мягкости. Например, планер: [п] — согласный твердый парный, [л] — согласный твердый парный, [н’] — согласный мягкий парный, [р] — согласный твердый парный.
1. Редко доносится треск деревьев. 2. Утром мы отправились в ближний лес на прогулку. 3. Утром яркое солнце съело тонкий ледок. 4. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины. 5. Тучи разбежались барашками, прояснело.
Домашнее задание: § 53; упр. 272, 273; повторить стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» двум учащимся дается задание подготовиться к выразительному чтению записанных на карточках стихотворения Б. Заходера и отрывка из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину». Жук жужжал в густой осоке. Вол лежал на солнцепеке. Жук жужжал, жужжал, жужжал. Вол лежал, лежал, лежал. А потом спросил: — Скажите, для чего вы так жужжите? Объясните, милый жук, что дает вам этот звук? (Б. Заходер.)
Слушал шорох тишину. В тишине лесной глуши Шепот к шороху спешит, Топот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. — Дай на ушко пошепчу. Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тише, шорох, не шурши, Тихо, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши? Слышишь? — Слышу... По болоту Вышли цапли на охоту, Цапли ужинать спешат, Рыщут — ищут лягушат. — Слышишь? — Слышу... Две букашки Спать устроились в ромашке, Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят. Навостри-ка уши, Тишину послушай!.. (В. Суслов.)
|