Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 55. Прямая речь
Знать: определения понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью.
I. Контрольный словарный диктант.
Широкая просека, появиться из-за горизонта, проливать воду, вылезать из-под стола, исчезать в трясине, далеко от леса, удивительное зрелище, объединиться в борьбе, раздаваться в тиши, сильное землетрясение, проявлять эмоции, передавал письмо, соединить провода, узкая долина, удалить из зала, багряный оттенок, потому что, дрожать от холода.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся выделяют основы предложений, составляют их схемы.
1. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. (С. Маршак.) 2. В траве по опушкам сидят боровики и манят к себе.
III. Объяснение нового материала. Наблюдения на с. 93. Из этих наблюдений учащиеся должны составить представление о том, что такое слова автора и прямая речь. Устно выполняется упр. 237. Обращается внимание на употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи: сказала, заплакало, зарыдало, шепнул. Учитель сообщает учащимся, что прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения». Учащиеся приводят примеры, которые записываются на доске: сказать, объявить спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть и пр. Предлагается составить 2—3 предложения с прямой речью, использовав эти слова (работа проводится устно) Желательно при выполнении работы вызывать двух учеников: один произносит слова автора, другой слова говорящего — прямую речь. На этом уроке целесообразно познакомить учащихся с постановкой знаков препинания при прямой речи. Следует обратить внимание пятиклассников на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так как в тексте книги. Это предупредит распространенную ошибку учащихся при оформлении на письме прямой речи. Устные наблюдения на с. 94, чтение правила. Анализ схем. IV. Закрепление материала. 1. Составьте предложения с прямой речью, подобрав слова автора к данным предложениям. Начертите схемы полученных предложений.
1. Ты уже прочитал эту книгу? 2. Летом мы поедем в горы. 3. Папа приехал!
2. К данным словам автора подберите прямую речь. Составьте схемы полученных предложений.
1. Алька весело крикнул: …. 2. Мальчик испуганно прошептал: …. 3. Незнакомец спросил сердито: …. 4. Неожиданно он объявил: ….
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам. 1. Что такое прямая речь? 2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 3. Где может стоять в предложении прямая речь? слова автора? 4. Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? перед словами автора? Приведите примеры.
Домашнее задание: правило на с. 94, упр. 239. Составить схемы предложений. Выписать глаголы «говорения» из предложений упражнения.
|