Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С помощью мягкого знака






Знать: об использовании мягкого знака для обозначения мягкости предыдущего согласного; о написании сочетаний букв чк, чн, нч, нщ, рщ.

Уметь: выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте и запишите предложение по схеме:

 

II. Один из учащихся выполняет работу по карточке: располагает по алфавиту слова стеречь, спартакиада, состязаться, слева, стадион, сдуть.

 

III. Запись в столбик под диктовку слов; справа от них — звуки, которыми отличаются эти слова.

Образец: быть — быт ([т’] — [т]).

Угол — уголь, даль — дал, ков — конь, банка — банька.

— Охарактеризуйте записанные звуки. Какова роль мягкого знака в данных словах?

Делается вывод о том, что в русском языке на конце слова и в середине перед согласными мягкость согласных может обозначаться ь.

Запись под диктовку: брошь, ложь.

— Обозначает ли ь в данных словах мягкость согласных? (Нет, здесь ь употребляется не для обозначения мягкости предшествующего согласного — звуки [ж], [ш] всегда твердые, а как показатель принадлежности существительного к третьему склонению.)

Запись в столбик под диктовку слов; справа от них — звуки, которыми они отличаются.

Образец: мыл — мил ([м] — [м’]).

Вал — вол, выл — вил, лов — лев, мол — мел, лук — люк, мял — мал.

Делается вывод о том, что мягкость согласных может обозначаться не только ь, но и гласными е, ё, ю, я.

Учащимся сообщается, что не обозначается обычно мягкость согласных (кроме л), стоящих перед другими мягкими согласными (кости, песня), а также мягкость согласных ч, щ, так как эти непарные согласные всегда мягкие.

 

IV. Закрепление материала.

1. Чтение § 59.

2. Упр. 296. В тетрадях записываются сочетания, в которых не пишется ь: чк, чн, щн, нч, нщ, рщ.

(Необходимо избегать ошибок, когда учащиеся при фонетическом разборе слова говорят, например, что в слове мять буква я смягчает звук [м], а ь смягчает звук [т]. Названные буквы только указывают на мягкость согласных, а не смягчают их, так как эти звуки сами по себе мягкие.)

 

Домашнее задание: § 59; упр. 297.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал