Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 78—79. Слово и его лексическое значение
Знать: определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова»; толковые словари; важность обогащения лексического запаса. Уметь: различать лексическое и грамматическое значения слова; пользоваться толковым словарем.
I. Беседа с учащимися. — Из чего состоит наша речь? (Из предложений.) — Из чего состоят предложения? (Из связанных между собой слов.) — Что могут обозначать слова? (Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и т. д.) — Замечательный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (Цитата заранее записана на доске.) Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, обложной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др. Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своем высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, прозрачные воды, шум леса, цветение трав, плывущие облака и др.) Запись в тетрадях и на доске: Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ». Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Запись в тетрадях: Лексика — это словарный состав языка. — Слово лексика происходит от греческого лексис — слово, выражение, оборот. Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остается неизменным, постоянным? С чем это связано? Как вы считаете, какое слово старше — самолет, космонавт? Почему? Приведите примеры слов или словосочетаний, возникших в языке в наше время. (Династия учителей, компьютер, робот и др.) Учитель говорит о том, как интересно и важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Читается отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза».
Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было глухомань... Я впервые услышал его (так же, как и слово глушняк) от лесников. С тех пор связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.
— Все ли «лесные» слова, о которых говорит писатель, вам понятны? О значении тех слов, которые вам неясны, можно справиться в толковых словарях. Как вы думаете, почему они так называются? Что значит слово толковать? (Толковать — разъяснять, объяснять, выяснить значение или смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.) Знакомство со «Школьным толковым словарем русского языка» авторов М. С. Лапатухина, Е. С. Скорлуповской, Г. П. Снетовой, под ред. Ф. П. Филина (М., 1999). Говоря об основной задаче — разъяснять значение слова, учитель сообщает школьникам, что по этому словарю можно проверить и его написание, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. Кроме того, в статьях словаря особым шрифтом — курсивом — даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке. На примере одного-двух слов нужно показать строение словарной статьи (можно взять статьи для объяснения слов из отрывка повести К. Паустовского). Учитель сообщает, что «Школьным толковым словарем» рекомендуется пользоваться и как справочником при выполнении домашних и классных работ.
II. В толковом словаре учебника учащиеся должны найти значение слова лексикон, составить с этим словом предложение и определить его род, падеж, число, склонение. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 126, 127. — Итак, какие значения имеет слово? По мере работы со словом на доске делается запись: Вывод: какие разделы лингвистики изучают слово с точки зрения его лексического значения? грамматического?
III. Учащимся дается задание назвать слова, которые имеют следующие лексические значения: сильная снежная вьюга, метель, снежная буря (пурга); безмоторный летательный аппарат (планёр). Требуется указать их грамматические значения. (Пурга — жен. род, ед. ч., им. пад.; планёр — муж. род, ед. ч., им. пад.)
IV. Выяснение по толковому словарю учебника значений слов громада, великан, колосс, ветеран. — Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран? Почему? — Можно ли образовать от слов громада, великан, колосс уменьшительно-ласкательные формы? Почему? Составьте и запишите с данными словами одно-два предложения.
V. Упр. 319 (устно). Учащиеся составляют устный связный рассказ по материалу упражнения.
VI. Упр. 325. — Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова? (Путем замены другими словами, близкими по смыслу; определением признаков предмета (действия или качества), обозначенного разными словами.) Запись в «Словарь трудных слов». Лазурный, лазурь. — В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета? (Не голубой и не малиновый, а блестящий и яркий — см. кн.: Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.)
VII. 1. Лексический диктант. По словесному описанию определите понятие и запишите его одним словом.
1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг). 2. Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей (пылесос). 3. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах (бакен).
2. Отгадайте загадки. Что в загадке помогает узнать ответ?
1. В иголках бугорок мышку поволок. (Ежик.) 2. Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. (Земляника.) 3. На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки. (Хлопок.)
— Как строится загадки, кроссворды? (В них дается описание, перечисление основных признаков, словесное описание предмета.) 3. Упр. 328 (устно). VIII. Работа со «Школьным толковым словарем русского языка» (авт. М. М. Лапатухин и др.). Найдите в «Школьном толковом словаре...» значение слова бережливый (экономичный, расчетливый, бережно относящийся к имуществу). — Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение. — Посмотрите, как словарь толкует слово бережный. (Осторожный, заботливый, внимательный.) Составьте с ним предложение. — Выберите нужное слово, запишите полученное предложение. Объясните постановку тире в предложении.
(Бережное, бережливое) отношение к русскому слову — это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
Ответьте на вопросы. 1. Какой участок — землистый или земельный? 2. Ученик понятный или понятливый? 3. Местность песочная или песчаная? Делается вывод о важности понимания значения слова и его правильного употребления.
Домашнее задание: § 63, упр. 327.
|