![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 83. Омонимы
Знать: определение понятия, чем отличаются омонимы от многозначных слов. Уметь: находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов.
I. Словарный диктант (по мере написания диктанта учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корне глаголов).
Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, увязать в грязи, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляться лазури неба.
Чтение наизусть отрывков из стихотворений русских поэтов с анализом метафор.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся составляют схемы предложений, находят в предложениях метафоры.
1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 2. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает. (С. Есенин.)
III. Объяснение нового материала. — Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду?
— Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? — Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? — Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами — от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима — имя. — Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях? — В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьет ключом, ключ к разгадке? (В переносном.) Чтение § 66. — Что нового вы узнали о словах? — Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
IV. Закрепление материала. 1. Упр. 347 (устно). Делается вывод, что омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Следует добавить, что больше всего омонимов среди существительных. 2. Составьте и запишите словосочетания со словами мир, свет, лук (весь мир — прочный мир, целый свет — яркий свет, горький лук — стрелять из лука). 3. Найдите в стихотворении омонимы.
Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка — здесь, Если в норке А норки — нет! (А. Шибаев.)
4. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
1. В темноте сидеть было неприятно. 2. Мама начала седеть. 3. Апельсин — плод цитрусового дерева. 4. По реке проплывал плот.
(Делается вывод о том, что в языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны — омос — одинаковый, фоно — звук.)
V. Учащимся сообщается, что в языке есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению — слова с омонимичными корнями. Они не являются однокоренными. Выборочный диктант. Учащиеся выписывают однокоренные слова с корнями
Водолаз, водоросль, половодье, гора, горе, сводка, громоотвод, горка, проводник, гористая местность, подводный спорт, предгорье, горевать, пригорок, горец.
Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями.)
Домашнее задание: § 66, упр. 348.
|