Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 86. Развитие речи. Сочинение
по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358)
Урок 87. Антонимы Знать: о роли антонимов в речи. Уметь: подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять в речи.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте схему предложения.
Улетают птицы за море. Миновало время жатв, На холодном сером мраморе Листья желтые лежат. (Д. Кедрин.)
Учащиеся выписывают в столбик сказуемые двух первых предложений и определение холодный; рядом записывают слова с противоположным значением: прилетать, проходить (время), горячий; приводят еще примеры слов с противоположным значением.
II. Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера. И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь: низко. Скажу я слово далеко, А ты ответишь: ………… Скажу я слово потерял, И скажешь ты: ………... Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты: храбрец. Теперь начало Я скажу, — Ну, отвечай: …………
Запись в тетрадях: анти — против, онима — имя.
Домашнее задание: § 68, упр. 364 (письменно), 367 (устно).
III. Упр. 360 (устно). Делается вывод об особенностях строения многих русских пословиц — на противопоставлении.
IV. Запись в столбик слов и подбор к ним антонимов.
Тяжелый (легкий), ранний (поздний), жестко (мягко), правда (ложь).
— Укажите вид орфограмм в словах второго столбика. Внимание пятиклассников обращается на то, что антонимами всегда являются слова одной и той же части речи.
V. Игра «Кто больше?». Учащиеся записывают по вариантам антонимичные пары, обозначающие:
в р е м я п р о с т р а н с т в о ч у в с т в о, х а р а к т е р ч е л о в е к а рано (поздно) далекий (близкий) веселый (грустный) утро (вечер) длинный (короткий) умный (глупый) день (ночь) узкий (широкий) добрый (злой)
VI. Игра «Отгадай, что́ я»
Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня... (прохлада).
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь... (тишина).
VII. Запись к данным словам синонимов и антонимов.
Твердый (крепкий, мягкий), большой (громадный, маленький), добрый (сердечный, злой). VIII. Запись под диктовку с указанием антонимов.
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Толстой.)
Домашнее задание: упр. 362 (письменно), 367 (устно).
Урок 88. Развитие речи. Роль деталей В описании предмета. Подробное изложение (упр. 367)
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
|