Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 89. Изменение и образование слов
Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.
II. Запись в «Словарь корней». -скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть. Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.) — Что общего у этих слов? (Значение корня.) — Как называются такие слова? (Однокоренными.) — Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.) — С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.) — К каким частям речи относятся это слова? — Просклоняйте слово скрип (запись с выделением окончаний в словах). Чем отличаются эти слова? (Окончаниями.) — Одинаковы ли лексические значения этих слов? (Да.) Учитель сообщает учащимся, что эти окончания выражают разные формы одного и того же слова: -а — форму родительного падежа, -у — дательного, -ом — творительного. Разные формы слова возникают при его изменении.
III. Закрепление материала. 1. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака. Учащиеся должны найти в нем пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это разные формы одного и того же слова.
Из-за далеких рубежей Доходит к нам молва. Сто раз в одном из падежей Ты названа, Москва. Послушай радио — молву Минуту или две: Москва, Москвы, Москве, Москву, Москвою, о Москве.
Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется. 2. Запись под диктовку. Определите основную мысль высказывания.
В наших лесах растет диво дивное береза. Это удивительное творение природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березках в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» называл поэт Есенин Русь.
Учащиеся выписывают (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-), -берез-, подбирают и записывают синонимы к слову удивительный; с одним-двумя синонимами составляют предложения.
Домашнее задание: § 70, упр. 370.
|