Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 89. Изменение и образование слов






Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.

 

II. Запись в «Словарь корней».

-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть.

Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.)

— Что общего у этих слов? (Значение корня.)

— Как называются такие слова? (Однокоренными.)

— Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.)

— С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.)

— К каким частям речи относятся это слова?

— Просклоняйте слово скрип (запись с выделением окончаний в словах). Чем отличаются эти слова? (Окончаниями.)

— Одинаковы ли лексические значения этих слов? (Да.)

Учитель сообщает учащимся, что эти окончания выражают разные формы одного и того же слова: — форму родительного падежа, — дательного, -ом — творительного. Разные формы слова возникают при его изменении.

 

III. Закрепление материала.

1. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака. Учащиеся должны найти в нем пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это разные формы одного и того же слова.

 


Из-за далеких рубежей

Доходит к нам молва.

Сто раз в одном из падежей

Ты названа, Москва.

Послушай радио — молву

Минуту или две:

Москва, Москвы, Москве,

Москву, Москвою, о Москве.


 

Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.

2. Запись под диктовку.

Определите основную мысль высказывания.

 

В наших лесах растет диво дивное береза. Это удивительное творение природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березках в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» называл поэт Есенин Русь.

 

Учащиеся выписывают (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-), -берез-, подбирают и записывают синонимы к слову удивительный; с одним-двумя синонимами составляют предложения.

 

Домашнее задание: § 70, упр. 370.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал