Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 82. Прямое и переносное значение слова
Знать: о прямом и переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении; находить и определять роль олицетворения.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют написание безударной гласной в корне глагола. Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется. В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное.
III. Объяснение нового материала. — Вспомните «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Что значит слово золотой?
Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые. Все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд.
(Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.) — Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина:
Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор.
— Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.) — Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото. (Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.) Чтение § 65. — Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.) IV. Закрепление материала. 1. Упр. 338 (устно). — Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало употреблению указанных слов в переносном значении? 2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении. Учитель сообщает учащимся, что употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. (Мета — пере, фора — несу.) Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает». При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость. Запись под диктовку.
1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский.) 2. Котелок — маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.)
В каком предложении использована метафора?
Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному диктанту.
|