Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 115. Имя существительное






Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь: опознавать существительное среди других частей речи.

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Желтизна, голубизна, кривизна.

— К какой части речи относятся данные слова? Докажите. (Отвечают на вопрос ч т о?, относятся к жен. роду, изменяются по падежам.)

Внимание учащихся обращается на то, что эти существительные образованы от имен прилагательных с помощью суффикса -изн(а). Они обозначают признак, но как предмет. Например: ширь, высь, даль, смелость и пр.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны назвать грамматическую основу предложения В спокойном зеркале о́ зера отражались голубизна неба и очертания прибрежных ив. Слова отражались и голубизна разобрать по составу.

— Определите существительные как члены предложения.

III. Прослушать отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова».

 


Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.


 

Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. К какой части речи относятся эти слова?

 

IV. Прослушать текст, пересказать его, определить стиль, тип речи. Доказать ответ. Затем записать под диктовку; определить роль существительного в предложении.

 

Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветным сном. Голубой сумрак еще окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.

Время шло, а мы сидели и тихо вели разговор.

(По В. Арсеньеву.)

 

— Выберите из текста существительные женского, затем мужского и среднего родов. Образуйте от них форму множественного числа. Все ли из названных существительных ее образуют? Найдите нарицательные и собственные существительные. Найдите разные формы одного и того же существительного (над рекой, реку). Определите эти формы.

— Сделайте вывод о синтаксической роли существительного. Когда существительное не является членом предложения? Приведите (устно) примеры.

— Выпишите существительные разговор, приближение. Докажите, что это существительные.

Учитель сообщает учащимся, что эти существительные обозначают действие, но как предмет. Предлагается привести примеры таких существительных (плач, бег, плаванье, беготня и пр.).

Делается вывод о существительном как части речи.

 

Домашнее задание: § 88, упр. 470, 471; повторить таблицу 9 (уроки 39, 41).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал