Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 115. Имя существительное
Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Уметь: опознавать существительное среди других частей речи.
I. Запись в «Словарь трудных слов». Желтизна, голубизна, кривизна. — К какой части речи относятся данные слова? Докажите. (Отвечают на вопрос ч т о?, относятся к жен. роду, изменяются по падежам.) Внимание учащихся обращается на то, что эти существительные образованы от имен прилагательных с помощью суффикса -изн(а). Они обозначают признак, но как предмет. Например: ширь, высь, даль, смелость и пр.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся должны назвать грамматическую основу предложения В спокойном зеркале о́ зера отражались голубизна неба и очертания прибрежных ив. Слова отражались и голубизна разобрать по составу. — Определите существительные как члены предложения. III. Прослушать отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова».
Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных — нету! И все, что может видеть глаз — Над нами и под нами, — И все, что в памяти у нас, — Означено словами.
Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. К какой части речи относятся эти слова?
IV. Прослушать текст, пересказать его, определить стиль, тип речи. Доказать ответ. Затем записать под диктовку; определить роль существительного в предложении.
Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветным сном. Голубой сумрак еще окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари. Время шло, а мы сидели и тихо вели разговор. (По В. Арсеньеву.)
— Выберите из текста существительные женского, затем мужского и среднего родов. Образуйте от них форму множественного числа. Все ли из названных существительных ее образуют? Найдите нарицательные и собственные существительные. Найдите разные формы одного и того же существительного (над рекой, реку). Определите эти формы. — Сделайте вывод о синтаксической роли существительного. Когда существительное не является членом предложения? Приведите (устно) примеры. — Выпишите существительные разговор, приближение. Докажите, что это существительные. Учитель сообщает учащимся, что эти существительные обозначают действие, но как предмет. Предлагается привести примеры таких существительных (плач, бег, плаванье, беготня и пр.). Делается вывод о существительном как части речи.
Домашнее задание: § 88, упр. 470, 471; повторить таблицу 9 (уроки 39, 41).
|