Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В падежных окончаниях прилагательных
(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся составляют схему предложения В долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (В. Жуковский) и дают его характеристику. Затем выписывают словосочетания «прилагательное + существительное», графически обозначая окончания прилагательных.
III. Учащимся предлагается прослушать текст, определить его тип, установить, в какой последовательности дается описание собаки, использование слов какой части речи помогает представить собаку.
Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать). Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы, чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой. (А. Перфильева.)
После повторного чтения по отдельным предложениям учащиеся выписывают словосочета- х ния < прилагательное + существительное», объясняя написание окончаний прилагательных; разбирают по составу слово волнистая, находят в тексте прилагательные с таким же суффиксом, затем пересказывают текст. IV. Беседа по вопросам. 1. В каких частях речи возможно окончание -ие? Запишите примеры. О б р а з е ц: син (к а к ? сугробы, больш (к а к ?) города. 2. Приведите примеры слов, оканчивающихся на -ие (здани , произведени ). 3. В какой части речи возможно написание - ии на конце слова? (Служил в арми , лекция в планетари , идти к станци .) Возможно ли такое написание на конце прилагательного? V. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
1. Подобрать к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное, составить с ними предложения.
Дружный, дружеский, дружественный (привет, отношения, работа); серебряный, серебристый (голос, иней); старый, старинный (человек, рукопись).
2. Подчеркнуть словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
К а р т о ч к а № 2
1. Просклонять словосочетания весенняя пора, горячий чай. Обозначить графически окончания прилагательных.
2. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
1. Вода в горных речках холодная. 2. Шоссейная дорога проходит по низкой местности.
VI. Объяснительный диктант. (Учащиеся записывают словосочетания, графически обозначают окончания прилагательных.)
Домашнее задание: § 102, упр. 581.
|