Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 140. Имя прилагательное как часть речи
(продолжение темы) Знать: роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного; синтаксическую функцию его в предложении. Уметь: употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Определите количество основ в предложении, назовите их. Составьте схему предложения.
А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин.)
— Использование каких художественных средств помогает поэту создать яркую, образную картину? (Эпитетов, олицетворений.) — Придумайте и запишите синонимы к прилагательному алый (багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кумачовый и пр.).
II. Проверка домашнего задания. Учащиеся приводят примеры, которые подобрали дома. Если возникнут затруднения в выполнении этого задания, учитель может предложить для анализа свои примеры.
1. Никнут шелковые травы. 2. Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3. В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. (С. Есенин.)
— Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты?
III. Запись предложений под диктовку. Подчеркиваются грамматическая основа и определение, выраженное прилагательным.
1. Приближалась довольно скучная пора. (А. Пушкин.) 2. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н. Греков.) 3. Осыпается весь наш бедный сад. (А. К. Толстой.)
Делается вывод, что прилагательные могут не только показывать качества и свойства предмета (цвет, звук, форму предмета, его запах), но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
IV. Анализ текста (он может быть заранее записан на доске или спроецирован с помощью графопроектора). Вначале текст читается целиком.
Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки. Снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С. Аксакову.)
При анализе текста учитель подчеркивает, что с помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак и пр., выражает и отношение к увиденному — состояние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т. д. Попутно обращается внимание на то, что в одном предложении писатель передает контрастность картин (воздух наполнен движением и поразительной тишиной). Такое нестандартное использование языковых средств характерно для подлинно художественных произведений. Учащиеся пересказывают текст, затем выписывают и разбирают словосочетание поразительной тишиной. Делается вывод о согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. — Что вы узнали нового о роли прилагательного в речи? (Прилагательное может использоваться не только для обозначения признака по цвету, запаху, форме и пр., но и для передачи впечатления человека о предмете.)
Домашнее задание: § 101, упр. 569; вспомнить, в названиях каких сказок встречаются имена прилагательные; повторить таблицу 14.
|