Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 136. Систематизация и обобщение знаний
по теме «Имя существительное»
I. Анализ текста, составленного по книге И. Акимушкина «Мир животных».
«КЕНТАВРЫ» В АМЕРИКЕ
С Колумбом было несколько сотен солдат и двадцать вооруженных всадников, когда он второй раз вступил на землю Америки. Уже первые сражения показали, что индейцы боятся лошадей. Однажды крупные силы индейцев напали на небольшой испанский отряд, и все уже говорили о приближении победы. Но в критический момент появились вооруженные всадники и переломили ход сражения. Индейцы решили, что конь и всадник — одно могучее и беспощадное животное. Они разом побросали оружие и побежали прочь.
1) Выясняется значение слова кентавры (греч. — мифологические существа, лесные демоны, полулюди-полулошади). 2) Учащиеся подбирают синонимы к слову сражение (битва, баталия, бой), записывают их, поставив в пр. пад. ед. числа. 3) Далее учитель читает текст по отдельным предложениям, учащиеся ставят номер предложения и (без его записи) составляют схему (схематический диктант). О б р а з е ц: 4) Запись под диктовку, графическое обозначение орфограммы в окончаниях существительных.
На землю Америки, индейцы боятся, «кентавры» в Америке, о приближении победы, для индейцев.
— Почему слово кентавры взято в кавычки? 5) Морфологический разбор (по вариантам): на землю, с Колумбом, о сражении. 6) Существительные солдаты, всадники учащиеся ставят в род. пад. мн. числа. 7) Разбор по составу слова о приближении.
II. Индивидуальная работа с карточками.
К а р т о ч к а № 1
1. Вставить пропущенные буквы.
Разд..ваться в аудитори.., задр..жать от радост.., по..вляться к ноч.., об увл..чени.. Юли.., узнать о землетр..сени.., об..являть о стихи.., прибл..жаться к полынь.., показаться на дорог.., нах..диться в смущени..
2. Разобрать по составу слово сожаление.
К а р т о ч к а № 2
1. Вставить пропущенные буквы.
В мякот.. лимона, учился в лице.., находиться в отд..лени.., видит на ра..тояни.., шел по лес..ниц.., поездка по Африк.., вдоль тропинк.., на тропинк.., луч..м света, по окончани.. школы.
2. Образовать существительные с корнями -един-, -жал-, -тряс-.
III. Диктант «Проверь себя».
ВОЛКИ
Волки — самые хищные у нас звери. При нападении они не выходят из засады, пока не убедятся в полной безопасности. Они живут в различной местности: в лесу, степи, горах. Часто их можно видеть около пастбищ. В шумных местах волки редко выходят за добычей до заката солнца. В отдалении от жилья они охотятся даже днем. (По А. Брему.)
— Выделенное предложение разберите по членам, определив синтаксическую роль существительных в предложении. — Составьте (устно) перечень орфограмм, изученных в разделе «Имя существительное», с которыми вы встретились в диктанте.
Домашнее задание: упр. 563.
Урок 137. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (продолжение темы)
I. Составьте предложение, выполнив ряд условий (предложение записывается постепенно, по мере выполнения задачи): 1) Из предложения У девочки были пушистые волосы взять имя прилагательное, согласовать его с существительным, обозначающим дополнение, из предложения Инеем покрылись кусты (пушистым инеем). 2) Добавить подлежащее предложения Февраль — вершина зимы (февраль). 3) Добавить обстоятельство предложения Осень щедро одаривает леса красотой (щедро). 4) Из предложения Леса украшают землю взять глагол, употребив его в 3-м лице ед. числа настоящего времени (украшает). 5) Из предложения За деревьями спрятался маленький домик добавить существительное, употребленное во множественном числе, поставив его в вин. пад. (деревья). Полученное предложение — Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья — разобрать по членам. Сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного. — В каком случае существительное не является членом предложения? Приведите примеры. — Ученые утверждают, что имя существительное — самая большая часть речи. Как вы думаете, почему в нашем языке так много существительных? Докажите.
II. Орфографическая диктовка. Графически объясните орфограмму в корнях глаголов, в окончаниях существительных.
Изменить привычке, обвинить в жестокости, жалеть о потере, заявить об отказе от поездки, выходить из библиотеки, о посещении станции юннатов, подарить Пете, отмечать в журнале, показать преподавательнице, удивляться усидчивости Маши, выдавать группе, объявлять об экскурсии, развивать способности в ребенке, ошибиться в расчете.
(Проверка и анализ написанного с использованием графопроектора.) — Почему можно не определять падеж существительных на -ия, -ие, -ий II и III склонений при выборе е — и в написании падежных окончаний? Почему необходимо определение падежа для существительных I склонения?
III. Заполните колонки примерами.
Чертежом, пальцем, шепот, шелк, шел, огурцов, черствый, улицей, борцом, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, капюшон, полотнищем, желудь.
IV. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
1. Вставить пропущенные буквы.
Дол..теть до границ.., вспомнить о бесед.., молодеж.., с пас..бищ.., под круч..й, ключ..м, об ущель.., отдать Вер.., думать о поздравлени.., жить в Греци.., написать в журнал.., ра..казал на собрани.., под..езжали к Астрахан..
2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -лаг- — -лож-.
К а р т о ч к а № 2
1. Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереж.., позн..комиться в театр.., при ни..кой температур.., дост..вать с верхней полк.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на террас.., изв..ниться за опоздани..
2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:
К а р т о ч к а № 3
1. Вставить пропущенные буквы.
Об..яснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., в..днеется в д..лин.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро ват.., зах..дить в..дани...
2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -раст- — -ращ- — -рос-.
V. Диктант «Проверь себя». Текст вначале читается целиком. Учащиеся должны определить, к какому типу речи он относится.
Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток. (По В. Пескову.)
— Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам: 1) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. рода, III склонения, стоит в ед. ч., им. пад.; 2) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. рода, II склонения, стоит в пр. пад., ед. ч.
|