Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 139. Имя прилагательное как часть речи
Цель урока: повторение изученного в I—IV классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении.
I. Учитель читает текст (он может быть спроецирован при помощи графопроектора) с пропуском слова. — О какой птице идет речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая — белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я …. Летит..., несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. (По Г. Скребицкому.)
— Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
II. Беседа с классом. — Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы:
Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. — Одной пуговицы хватит! — Пожалуйста! — обрадовался Шнырек.— Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или … — Можно обыкновенную брючную пуговицу, — сказал Юксаре.
— С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? (Что́ обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?) — Отгадайте загадки: 1. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) 2. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов — столько беленьких жильцов. (Подсолнух.) — Что помогло вам отгадать загадки? (В них четко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать. Эти признаки называются именами прилагательными.) — Для чего же служат имена прилагательные в речи?
III. Упр. 567. Прочитайте выразительно стихотворение. — Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи? — Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (веселая, радостная и пр.). х — Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число падеж прилагательных От чего они зависят? Учитель дает понятие о согласовании (прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится). IV. Игра «Составь слово». Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. 1. Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении Шел бесконечный дождь. 2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. 3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Полученное слово — бесстрашные. — С каким фонетическим явлением вы встретились? (х//ш). С полученным словом учащиеся должны составить предложение, записать его, сделать синтаксический разбор. (Например: Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины.)
V. Синтаксический разбор предложения Вода в озере холодная. Делается вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении.
Домашнее задание: § 101, упр. 566. Повторить сведения об эпитете и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет.
|