Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 139. Имя прилагательное как часть речи






Цель урока: повторение изученного в I—IV классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении.

 

I. Учитель читает текст (он может быть спроецирован при помощи графопроектора) с пропуском слова.

— О какой птице идет речь? Как вы это определили?

 

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая — белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я ….

Летит..., несет в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

(По Г. Скребицкому.)

 

— Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

 

II. Беседа с классом.

— Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы:

 

Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.

— Одной пуговицы хватит!

— Пожалуйста! — обрадовался Шнырек.— Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или …

— Можно обыкновенную брючную пуговицу, — сказал Юксаре.

 

— С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? (Что́ обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?)

— Отгадайте загадки: 1. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) 2. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов — столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

— Что помогло вам отгадать загадки? (В них четко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать. Эти признаки называются именами прилагательными.)

— Для чего же служат имена прилагательные в речи?

 

III. Упр. 567.

Прочитайте выразительно стихотворение.

— Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи?

— Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (веселая, радостная и пр.).

х

— Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число падеж прилагательных От чего они зависят?

Учитель дает понятие о согласовании (прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится).

IV. Игра «Составь слово».

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

Полученное слово — бесстрашные.

— С каким фонетическим явлением вы встретились? (х//ш).

С полученным словом учащиеся должны составить предложение, записать его, сделать синтаксический разбор. (Например: Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины.)

 

V. Синтаксический разбор предложения Вода в озере холодная.

Делается вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении.

 

Домашнее задание: § 101, упр. 566. Повторить сведения об эпитете и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал