Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В падежных окончаниях прилагательных. Знать: о согласовании прилагательных с существительными.
Знать: о согласовании прилагательных с существительными. Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся определяют количество основ в предложении Черная рыба прошла у самого борта и зацепила пером за весло (К. Паустовский); составляют его схему. — Каким членом предложения является прилагательное? Составьте предложение, в котором это прилагательное выступало бы в роли сказуемого. (Вода в озере черная и прозрачная.)
II. Проверка домашнего задания.
III. Выпишите из предложения Бродить по лесной тропинке осеннего леса — огромное наслаждение словосочетание «прилагательное + существительное»; выделите окончания, обозначьте их. О б р а з е ц: — Просклоняйте (по рядам) выписанные прилагательные с существительными, обозначая графически окончания прилагательных. 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд лесная тропинка осенний лес огромное наслаждение О б р а з е ц: Им. пад. тропинка (к а к ?) лесн Род. пад. тропинки (к а к ?) лесн и т. д. Делается вывод о том, что правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных определяется с помощью вопросов, кроме формы именительного падежа единственного числа мужского рода на -ый (хотя вопрос к а к ? окончанием может быть не только -ой: больш , но и -ий: син и -ый: красн ). Нужно обратить внимание учащихся на то, что в окончаниях прилагательных -ого, -его на месте г всегда произносится [в]: большо [в] о, красно [в] о, сине [в] о.
IV. Выборочный диктант. Выпишите словосочетания с прилагательными в роли зависимого слова, графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите над прилагательным значение окончаний. Например: По зеркальной поверхности озера плавали белые лебеди. ед. ч. жен. р. дат. пад. Запись в тетрадях: по поверхности (к а к ?) зеркальн , мн. ч. им. пад. бел (к а к ?) лебеди.
1. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу. 2. В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с теплой водой, обширные болота, одинокие избы лесников. 3. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, суетливый стук дятлов, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (По К. Паустовскому.)
V. Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами. О б р а з е ц: (книга) (тетрадь) : жен. род, ед. ч., им пад. — больш син
Учащиеся приводят свои примеры, но желательно включить такие прилагательные, которые могут вызвать затруднения у школьников при самостоятельном написании, например поразительный, обаятельный, восхитительного (см. текст контрольного словарного диктанта на с. 162). Внимание пятиклассников обращается на то, что в окончаниях прилагательных никогда не пишется -ии.
Домашнее задание: § 102, упр. 579.
|