Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В падежных окончаниях прилагательных. Знать: о согласовании прилагательных с существительными.






Знать: о согласовании прилагательных с существительными.

Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся определяют количество основ в предложении Черная рыба прошла у самого борта и зацепила пером за весло (К. Паустовский); составляют его схему.

— Каким членом предложения является прилагательное? Составьте предложение, в котором это прилагательное выступало бы в роли сказуемого. (Вода в озере черная и прозрачная.)

 

II. Проверка домашнего задания.

 

III. Выпишите из предложения Бродить по лесной тропинке осеннего леса — огромное наслаждение словосочетание «прилагательное + существительное»; выделите окончания, обозначьте их.

О б р а з е ц:

— Просклоняйте (по рядам) выписанные прилагательные с существительными, обозначая графически окончания прилагательных.

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд

лесная тропинка осенний лес огромное наслаждение

О б р а з е ц: Им. пад. тропинка (к а к ?) лесн

Род. пад. тропинки (к а к ?) лесн

и т. д.

Делается вывод о том, что правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных определяется с помощью вопросов, кроме формы именительного падежа единственного числа мужского рода на -ый (хотя вопрос к а к ? окончанием может быть не только -ой: больш , но и -ий: син и -ый: красн ).

Нужно обратить внимание учащихся на то, что в окончаниях прилагательных -ого, -его на месте г всегда произносится [в]: большо [в] о, красно [в] о, сине [в] о.

 

IV. Выборочный диктант.

Выпишите словосочетания с прилагательными в роли зависимого слова, графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите над прилагательным значение окончаний.

Например: По зеркальной поверхности озера плавали белые лебеди.

ед. ч. жен. р.

дат. пад.

Запись в тетрадях: по поверхности (к а к ?) зеркальн ,

мн. ч.

им. пад.

бел (к а к ?) лебеди.

 

1. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу. 2. В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с теплой водой, обширные болота, одинокие избы лесников. 3. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, суетливый стук дятлов, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

(По К. Паустовскому.)

 

V. Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами.

О б р а з е ц: (книга) (тетрадь)

: жен. род, ед. ч., им пад. — больш син

Учащиеся приводят свои примеры, но желательно включить такие прилагательные, которые могут вызвать затруднения у школьников при самостоятельном написании, например поразительный, обаятельный, восхитительного (см. текст контрольного словарного диктанта на с. 162).

Внимание пятиклассников обращается на то, что в окончаниях прилагательных никогда не пишется -ии.

 

Домашнее задание: § 102, упр. 579.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал