Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 142. Имя прилагательное как часть речи
(продолжение темы)
I. Проверка выполнения устного домашнего задания (упр. 571 оценивается учителем при проверке тетрадей).
II. Запись в «Словарь трудных слов». Лиловый (сиреневый цвет), фиолетовый.
III. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся составляют схему предложения Огромная лиловая туча поднималась из-за горизонта и обволакивала небо; определяют, каким членом предложения являются прилагательные и какую синтаксическую роль выполняют прилагательные огромная и лиловая.
IV. Упр. 575. Делается вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении.
V. Работа по формированию умения использовать прилагательные в речи. Учащимся сообщается, что в научной литературе прилагательные используются, как правило, в прямом значении, так как представление о предмете должно быть точным и конкретным. В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении. 1. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания. Какие из этих словосочетаний найдут место в научной литературе, какие в художественной?
Теплый (погода, слова), острый (нож, язык), свежий (ветер, вид), холодный (взгляд, напиток), каменное (лицо, здание), сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).
— Разберите по составу слово сильный. 2. На доске написаны слова:
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий). Дождь (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной).
— Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио о погоде? Какие прилагательные уместны в художественном описании? Составьте с данными словами по два словосочетания, где прилагательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом. VI. Прослушайте четверостишие. Какие средства выразительности речи использует поэт? Какова их роль? Выпишите прилагательные вместе с именами существительными, от которых они зависят. О б р а з е ц: лес (какой?) лиловый.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин.) Домашнее задание: упр. 575 (описание дня с использованием прилагательных).
Урок 143. Правописание гласных
|