![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Договор, при котором риск почти полностью берет на себя покупатель.
Здесь речь идет о «фактической» цене, исчисляемой в момент поставки продукта на основе фактических затрат производителя (поставщика) плюс прибыль. При таком договоре производитель не старается добиваться как можно более низких затрат. При пропорциональном установлении прибыли производитель может стремиться к максимизации затрат. Такие ситуации наблюдаются, к примеру, при общественных заказах. К прочим косвенным акциям приспособления цен в условиях инфляции можно отнести изменение размера упаковки, а также различные комбинации «цена-количество» продукта.
51.Ценовая политика предприятия: понятие, что она в себя включает, виды, высшие цели и подцели. Ценовая политика является составной частью общей политики предприятия на рынке. Слово «политика» означает искусство возможного. Эта характеристика в полной мере относится и к определению ценовой политики. Ценообразование — это искусство, так как оно осуществляется в условиях высокой степени неопределенности. Политика цен предприятия — это деятельность, направленная на максимальное извлечение и использование возможностей, заложенных в сфере ценообразования, для создания успешного потенциала, с которым предприятие может долго преодолевать конкуренцию за покупателя и достигать своих целей. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии. Ценовая политика включает в себя тактико-оперативные акции, информационную систему (инструменты сбора, анализа, модели), организационные решения (структурные и процессуальные аспекты). Тактико-оперативные акции включают в себя: формирование краткосрочных уровней, структур цен, дифференциацию цен, вариацию цен, политику ценовых линий, продвижение цен. Применение тактико-оперативных акций должно координироваться и следовать стратегическим целям предприятия, чтобы в целом обеспечить его как можно большей действенностью на рынке. Поэтому ценовая политика нуждается в стратегической базе (ценовой стратегии). Поведение предприятия на рынке может быть пассивным и активным. В соответствии с этим различают пассивную и активную политику цен. Пассивное поведение предприятия на рынке заключается в его стремлении достигать поставленных целей в рамках ограничений, накладываемых структурой затрат, структурой спроса, структурой рынка. При принятии решений такие предприятия учитывают ограниченное число переменных. Последствием такого поведения может быть стабильная или снижающаяся прибыль и даже выход из отрасли. Цены при пассивном поведении строятся преимущественно на основе затрат, или предприятия в своем ценообразовании следуют за ценовым лидером. Предприятие соглашается на длительное время со своей долей рынка. При пассивной ценовой политике, под которой понимается приспособление структуры затрат предприятия к существующему уровню рыночных цен, предполагается анализ затрат по всей цепочке процесса производства продукта. Цель анализа — выявить факторы и резервы снижения затрат, привести структуру затрат к условиям конкуренции. Для этого разрабатываются программы снижения затрат, которые охватывают различные мероприятия. Активную ценовую политику проводят те предприятия, которые признают за ценой центральную роль в повышении прибыли. Такие предприятия: • выдвигают на первый план воспринимаемую покупателями ценность продукта как основу цены; • изучают спрос, требование покупателей к потребительским свойствам, качеству продукции; • используют маркетинговые инструменты для повышения восприятия ценности продукта покупателями; • знают структуру затрат, возможности и концепции своих конкурентов, систематически анализируют их мероприятия и реакции; • анализируют развитие отрасли, выявляют тенденции развития отраслевых цен и используют эту информацию в текущей деятельности; • концентрируют свое внимание не на краткосрочной, а на долгосрочной прибыли; • делают все возможное, чтобы найти оптимальную цену и провести ее в жизнь. На рынке присутствуют крупные, средние и малые предприятия. Монополии и олигополии обладают определенной рыночной властью, и им, как правило, приписывают активное поведение на рынке. Но нередко малые предприятия используют многие формы, относящиеся к политике активного поведения на рынке, и сами создают монополистические и олигополистические сегменты на рынках, основанные на географической или продуктовой специализации. Все это повышает их власть над ценой. Крупные предприятия не меньше, чем малые, постоянно отслеживают и корректируют свою ценовую и продуктовую политику. Без осмысления целей политики цен нет большой пользы от применяемых политикой цен ценовых стратегий, акций, инструментов. Проектирование системы целей является основополагающей задачей ценового менеджмента. Плановые ценовые решения предполагают систему целей. Под этим понимают большое количество важных (ну, очень важных) целей, осознанно выбранных и упорядоченных по приоритетам. Каждое предприятие должно устанавливать эти ценовые приоритеты, соответствующие их индивидуальным целевым предпочтениям. Поэтому не существует научно обоснованной системы целей. Однако практика политики цен и результаты научных исследований ценовых влияний допускают описание и систематизацию выбранных ценовых целей. Принципиально политика цен должна принимать во внимание не только маркетинговые цели, но и цели других сфер предприятия. В какой мере она их затрагивает, зависит от активности цен. Вследствие этого система целей попадает в напряженное поле сбытовых, производственных и финансовых вопросов, которое дополнительно «нагружается» элементами маркетинг-микса. Правильно сформулированная цель должна отвечать следующим требованиям: • конкретности (т. е. необходимо точно отразить ее содержание, время, объем); • измеримости (т. е. цель необходимо представить количественно для оценки степени ее достижения); • достижимости (цель должна быть реальна); • согласованности (цель должна рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи). К целям, которые предприятие может поставить перед политикой цен, относят (подцели): максимизацию выручки; максимизацию прибыли; получение определенной нормы прибыли; сохранение текущей прибыли; компенсацию затрат, понесенных по данному продукту; улучшение загрузки производственной мощности; проникновение на рынок; вытеснение конкурентов; недопущение потенциальных конкурентов на рынок; увеличение или сохранение своей доли рынка; стабильность или сохранение благоприятного климата для своей деятельности; обеспечение выживаемости предприятия, получение заказов. В реализации той или иной цели принимают участие маркетинговые инструменты. Мы сконцентрируем свое внимание лишь на маркетинговых целях. Развитие системы целей политики цен происходит сверху вниз через установление высшей цели (прибыли) и постепенное подчинение подцелей. При этом через агрегированные целевые переменные, такие как товарооборот или средние цены, всегда можно приблизиться к целям, касающимся покупателей, как, например, ценовая удовлетворенность или ценовое доверие (это будут подцели). Это очень важно, потому что в конце концов поведение покупателей определяет успех политики цен. Высшими целями политики цен являются прибыль, безопасность, независимость предприятия.
52.Что лежит в основе любой сделки? Какие факторы формируют воспринимаемую покупателями ценность продукта? Цена — это денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена. Ценность — это воспринятая покупателем польза (результативность) продукта. Связь между ценой и ценностью продукта: Показанная связь характерна в равной мере, как для потребительских товаров, так и для товаров производственно-технического назначения. На воспринимаемую покупателем ценность продукта влияют прежде всего его свойства, вернее то, насколько эти свойства соответствуют желаниям покупателя. Оценка этих свойств базируется на субъективном восприятии покупателей, а не на технико-объективных свойствах продукта. Одни и те же свойства продукта могут оцениваться покупателями по-разному. Отсюда вытекает и разная готовность покупателей платить за один и тот же продукт. На воспринимаемую покупателем ценность продукта влияют маркетинговые инструменты (имидж предприятия или марки, условия сбыта и платежи, реклама и др.). Поэтому было бы неверно объяснять успех ценоагрессивного продавца-новичка только низкой ценой. Низкоценовой продавец лишь тогда успешен, если он по меньшей мере удовлетворительно обеспечивает покупателя продуктом с качеством, им воспринимаемым. Готовность покупателя купить что-либо зависит от его желания, вкуса, платежеспособности. Кроме того, если покупателю нужна одна единица блага, то это будет одна готовность платить. Если же необходимо несколько единиц блага, то здесь будет другая готовность платить за единицу блага, так как каждая последующая единица блага будет иметь для покупателя меньшую ценность. Этот факт подводит нас к понятию об агрегированной рыночной кривой спроса. Цена продукта влияет как на восприятие покупателем ценности продукта, так и на его готовность купить продукт. Если у покупателя есть возможность альтернативного выбора продукта, то не только абсолютный уровень цены определяет, купит ли покупатель его, но и относительная цена. В этой ситуации покупатель приобретает тот продукт, который приносит ему ощутимую чистую пользу (выгоду), которая представляет собой разность между воспринятой им и выраженной в деньгах ценностью продукта и запрашиваемой ценой. Цена для покупателя является «экономической жертвой», которую он должен принести, чтобы получить благо во владение и получить от него пользу. Платить за определенное благо очень высокую цену означает для покупателя соответствующий отказ от приобретения других благ. Поэтому он сравнивает запрашиваемую продавцом цену с ценностью данного блага и ценами и ценностью альтернативных благ. Так как восприятие ценности продукта у разных покупателей разное, то это позволяет говорить нам о сегментации рынка и разных ценах. Запросы покупателей, предложение товаров конкурентами, затраты постоянно изменяются, поэтому с учетом этих изменений следует регулярно пересматривать цены, чтобы обеспечить баланс цены и ценности продукта. В соответствии с вышеперечисленным, соотношение «цена—ценность» — это краеугольный камень любой экономической сделки.
53. Три уровня управления ценами, взаимосвязь между ними, задачи, инструменты управления. Цена, как известно, является одним из основных элементов маркетинга и тесно связана с другими бизнес-процессами в компании, поэтому невозможно принять решение об изменении цены на 1% без учета влияния других факторов. Рис. 1 иллюстрирует, что наиболее ощутимым рычагом, влияющим на изменение прибыли, является цена. При определенных условиях этот подход может показаться только тактическим решением. Это объясняется тем, что зачастую решения о цене имеют стратегическую подоплеку: влияние на другие цены, других потребителей и даже конкурентов. Следовательно, ценовые решения вытекают из определенных стратегических целей, выраженных в четко регулируемой ценовой политике компании. Данную взаимосвязь можно выразить посредством блок-схемы, изображенной на рис. 2. Эти три уровня взаимосвязаны. Отраслевые цены создают фон, на котором принимаются ценовые решения на уровне товарно-рыночных стратегий, который, в свою очередь, выступает отправной точкой для ценообразования на уровне сделки. В целом такой подход создает широкие возможности для определения инструментария и факторов, влияющих на процесс формирования цен на том или ином уровне. Но, прежде чем переходить к определению факторов, заметим, что цена состоит из многих элементов, одним из которых является прибыль, закладываемая в цену. В случае ориентированности на изменения показателя прибыли, следует выстроить элементы цены в соответствующую цепочку, которая будет указывать на влияние каждого из элементов на конечный показатель, т.е. прибыль. Обращаясь к модели трех уровней управления ценой, следует отметить достаточно серьезное внимание определению факторов, влияющих на ценообразование на каждом из уровней. Правда, эти факторы анализируется без явной связи с элементами цены. Скорее, эти факторы более тесно связаны со стратегическим аспектом ценообразования. Существуют факторы, влияние которых существенно для стратегических маневров, однако и они имеют непосредственное влияние на «каскад прибыли». В рамках глобальной маркетинговой стратегии проникновения компании часто используют и ценообразование проникновения, т.е. пытаются добиться ускоренного роста объема продаж за счет агрессивно низких цен. Считается, что именно цена является наилучшим двигателем для такой стратегии. В эту игру особенно хорошо играть на рынке, где нет устоявшихся стандартов продукции и где велики затраты на переход к другому поставщику. Однако такая стратегия рискованна, если рынок строится на содержании технической эффективности или привлекательности бренда, т.е. на явных преимуществах компании. В этих условиях поставщик, придерживаясь ценообразования проникновения и без необходимости снизив ценовые ожидания, может лишиться прибыли. Вполне возможна ситуация, когда, опираясь на ценовое преимущество в маркетинговой стратегии, компания должна учитывать в «каскаде прибыли» те элементы, которые отвечают за формирование преимуществ, например, базис поставки или же определенные затраты. Другая ситуация имеет место, когда затраты компании на обслуживание резко и быстро снижаются с ростом объема из-за экономии на масштабах производства. В то же время, по мере роста доли рынка, конкуренты быстро реагируют снижением своих цен для минимизации потерь. Действия ведущего игрока побуждают конкурентов сократить собственные издержки. Постоянное давление на цены ведет к развязыванию ценовой войны.
|