Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первое послевоенное десятилетиеСтр 1 из 5Следующая ⇒
СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН В ходе Второй мировой войны Советский Союз понес огромные людские и материальные потери. Были разрушены 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень (или 66, 2 млн м2 жилья), 32 тыс. промышленных предприятий, 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек и т.д. Уже в середине войны предпринимается ряд мер организационного характе ра для восстановления разрушенного войной. В сентябре 1943 года создается Ко митет по делам архитектуры. Комитет уделял значительное внимание восстанов лению, реставрации и сохранению памятников архитектуры, монументальной живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Одной из приори тетных задач Комитета была подготовка кадров. По предложению специально созданной комиссии в феврале 1945 года, когда до Победы еще оставалось три месяца, Совет народных комиссаров (правительство) СССР принял постановле ние, значимое и в контексте нашей темы. В нем говорилось: «В целях подготов ки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности, де коративно-прикладного искусства и для выполнения художественно-отделочных работ при новом строительстве и восстановлении разрушенных немецкими за хватчиками городов и памятников искусства воссоздать во 2-ом полугодии 1945 года в Москве - Московское центральное художественно-промышленное училище (Б. Строгановское)...; в Ленинграде - Ленинградское художественное промышленное училище (Б. Штиглица)...». В конце 1940-х годов оба училища получат статус Высших учебных заведений и начнут планомерную подготовку художников для нужд промышленности. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был до стигнут в 1948 году, а в 1950 году превзойден на 73%. Одновременно происхо дило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий, в основном, Лекция 24. Советский дизайн 223 за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии со гласно репарациям. К 1950 году, в основном, был восстановлен железнодорож ный транспорт, к 1951 году закончено восстановление разрушенных в годы вой ны предприятий. В послевоенные годы начал расти уровень жизни советских людей, в основ ном в городах. В декабре 1947 года отменена карточная система на продоволь ственные и промышленные товары и одновременно проведена денежная рефор ма. В 1947-1950-х годах 5 раз снижались розничные цены, а выпуск предметов потребления, который по объективным причинам сильно упал во время войны, расширялся. Активную роль, наряду с инженерами и технологами в промышленности, на чинают играть художники-конструкторы. Напомним, что в 1946 году была со брана первая партия легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа». Основное про ектирование этой массовой пятиместной машины, отличавшейся прогрессивно стью дизайнерского и конструкторского решений, было закончено еще в 1943 году. Пластичный образ машины, ставший ориентиром для ведущих запад ноевропейских и американских фирм, был создан молодым, к сожалению, без временно ушедшим из жизни дизайнером В. Самойловым (см. Лекцию 16). В том же 1946 году было основано Опытно-конструкторское бюро под руко водством O.K. Антонова. Олег Константинович Антонов (1906-1984) - выдаю щийся советский авиаконструктор, органично сочетавший в себе талант конст руктора, ученого и руководителя-организатора. Он был убежденным проводни ком идей дизайна, многие годы входил в редакционный совет журнала «Техни ческая эстетика ». В ОКБ Антонова при активном использовании принципов ди зайна была разработана целая серия гражданских самолетов - бипланов с ком плексной механизацией крыла. Начало этой серии положила модель Ан-2, кото рая стала удивительным примером длительной устойчивости формы и образа самолета, что совершенно не характерно для авиации, где непрерывно происхо дит смена моделей. Ан-2 находился в массовом производстве свыше 40 лет, из готавливался не только в СССР, но также в Польше и КНР. Он был рассчитан на 12 пассажиров, имел рейсовую скорость 200 км/час при дальности полета 550 км. Эта модель имела несколько модификаций и применялась более чем для 20-ти видов различных работ: пассажирский самолет местного сообщения, «по жарный», «санитарный», для авиахимических работ в сельском хозяйстве и т.д. Эксплуатировался на колесах, лыжах и поплавках.
|