![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хотя новые квартиры, по большей части, были в пятиэтажках без лифта с
совмещенными санузлами и маленькими кухнями («хрущебы»), но это был большой шаг в организации быта и его улучшении, особенно с учетом после военных трудностей. Большим событием стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, когда произошло довольно массовое знакомство с «чужды ми советским людям» музыкальными ритмами, искусством, модой и пр. Иност ранные выставки и журналы давали возможность увидеть уровень зарубежной бытовой техники и машин, организации социальной сферы и быта. При дефиците многих товаров массового спроса впервые после окончания войны наступило затоваривание из-за низкого качества и несоответствия това ров новым бытовым условиям; на складах и в магазинах скопилось большое ко личество отдельных видов продукции. По этим же причинам четко обозначились проблемы во внешней торговле, из-за чего снизился приток валюты. Следстви ем этих процессов стало начало серьезной экономической реформы, задуманной председателем Совета министров СССР А.С. Косыгиным. 28 апреля 1962 года он подписал Постановление Совета Министров СССР № 394 «Об качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Постановление было подготовлено ГКНТ, основным его разработчиком был Ю.Б. Соловьев. В постановлении констатировалось, что ни проектировщики, ни промышленники «не учитывают резко увеличивающийся спрос на продукцию повышенного качества и не используют методы художественного конструирова ния, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые из делия». Всем руководящим министерствам и ведомствам предписывалось «обес печить систематическое повышение качества продукции машиностроения и то варов культурно-бытового назначения», используя методы художественного кон струирования, при этом делались конкретные распоряжения - Госкомитету Со вета Министров СССР организовать в 1962 году Всесоюзный научно-исследова тельский институт технической эстетики с опытным производством и демон страционным залом, разместив его на территории ВДНХ. На Институт возлага лась разработка и внедрение художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство ра ботой специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), а также раз работка в СХКБ «проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных из делий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения» с созданием «опытных образцов такой продукции». Комитет и ВНИИТЭ должны были также «обеспечить систематическое изу чение иностранного опыта» в области дизайна. Советы Министров РСФСР, Ук раины, Азербайджана, Грузии и Латвии должны были организовать в этих рес публиках СХКБ для разработки «проектов рационально сконструированных и художественно отработанных изделий». Должны были быть созданы художест- венно-конструкторские бюро на предприятиях, поручалось «установить порядок, по которому при проектировании промышленной продукции одновременно с утверждением главного конструктора проекта утверждается заместитель главно го конструктора проекта по художественному конструированию». Министерство высшего и среднего специального образования совместно с Министерством культуры и Академией художеств должно было пересмотреть си стему подготовки кадров «с целью обеспечения выпуска квалифицированных ху- дожников-специалистов для промышленности», в том числе ввести курс худо жественного конструирования в учебные планы ряда высших технических учеб ных заведений и организовать при МВХПУ и ЛВХПУ «вечерние отделения для подготовки художников-конструкторов из числа дипломированных инженеров и художников» [2]. ВНИИТЭ, расположившийся в здании около Хованского входа на ВДНХ, как вспоминает Юрий Борисович Соловьев, заработал в полную силу в 1964 году [24.9]. Организационная структура института мало менялась многие годы, чего нельзя сказать о кадровом составе, который пополнялся, расширял ся и изменялся. Проектная деятельность велась по трем направлениям худо жественного конструирования: изделия машиностроения, товары бытового на значения и средства транспорта.230 История дизайна, науки и техники Основными действующими лицами на первом этапе были: опытные автомо билестроители Ю.А. Долматовский, В.Н. Ростков; ранее работавшие в АХБ Ю.С. Сомов, А.С. Олыианецкий; талантливый инженер с большим опытом орга низационной работы Б.В. Шехов; опытный проектировщик Ю.П. Филенков; мо лодые специалисты с техническим образованием А. Грашин, Л. Кузьмичев, ху дожник А. Соломатин и др. Ученый и изобретатель Г.Н. Лист, получивший Ор ден Ленина за разработки, выполненные в специальном конструкторском бюро, находившемся в системе МВД СССР («шарашка»), возглавил отдел инженер ной экспертизы. Позднее уже отдел экспертизы потребительских свойств изде лий возглавил В.М. Щаренский. Отдел научно-технической информации созда вался историком со знанием нескольких иностранных языков А.Л. Дижуром; библиотека отдела со временем стала уникальной в стране по подбору специа лизированных зарубежных изданий. Психолог В.Н. Мунипов с коллегами зани мался инженерной психологией (эргономикой). Исторические изыскания, теоретические и методические исследования начи нали проводить историк-искусствовед Н.В. Воронов, искусствовед Л.А. Жадова, архитектор М.В. Федоров, позднее - В.Ф. Сидоренко и др. Промышленные ин терьеры были темой работы архитекторов Д.В. Гнедовского Г. Елькина, Ю.С. Ла пина, А. Г. Устинова и др. Существовали подразделения промышленной графики, декоративных свойств материалов (Т.П. Печкова) и производственные мастер ские (П.П. Кулешов). Позднее был создан отдел выставок (М.Е. Яковлев). В 1978 году начал функ ционировать Центр технической эстетики ВНИИТЭ, располагавшийся на пер вом этаже редакционного корпуса газеты «Известия» на Пушкинской площади (И.Г. Костенко). В январе 1964 года вышел первый номер специализированного бюллетеня «Техническая эстетика». Это был фактически полноценный журнал по вопро сам практики, методологии и теории дизайна. Во многом благодаря усилиям ВНИИТЭ в начале осени этого же года на ВДНХ прошла выставка «Роль ху- дожника-конструктора в промышленности Великобритании».
|