Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СССР (Золотыми, Серебряными и Бронзовыми), правда, не все получили по
полному комплекту медалей - с «золотом» было только три комплекта. География лауреатов медалей (разработчиков и производителей) была до вольна представительной. Шесть комплектов медалей достались москвичам, по пять - ленинградцам и рижанам, по два - ереванцам, бакинцам, тбилисцам; по одному комплекту уехало в Свердловск, Вильнюс, Могилев, Киев, Павлово-на- Оке. Разнообразием отличалась тематика изделий-лауреатов: станки и др. проЛекция 24. Советский дизайн 231 изводственное оборудование, автотранспорт, тягачи и путеукладчик, оборудова ние для аэропортов, приборы, аппаратура и вычислительная техника, кинокаме ра, упаковка и реклама, интерьеры и проекты по культуре труда цехов. Тремя лучшими проектами были названы: специализированный автомобиль- такси (Ю.А. Долматовский и др., ВНИИТЭ - см. Лекцию 16), внутришлифо- вальный полуавтомат Л3-154 (А.Е. Белокопытов и В.Э. Винтман, Ленинград) и комплексное оборудование цеха приборостроительного завода (В.М. Шпак и др., Москва) [24.9]. Приоритетным направлением внедрения методов художествен ного конструирования в промышленность была продукция машиностроения, что было заложено уже в самом Постановлении 1962 года. Не случайно поэтому широкий резонанс получило проектирование во ВНИИТЭ гидрокопировально го токарного полуавтомата для итальянской фирмы UTITA (1972-1973). Коллек тив разработчиков во главе с А. Грашиным на основе глубокого анализа прото типа с изготовлением макетов М1: 1 и при участии эргономистов (отработка на специальном стенде) добился хороших результатов. Существенно удобнее стала эксплуатация станка благодаря централизации органов управления и размеще нию их в оптимальных зонах, расположению пульта управления и панели набо ра программ в общей зоне, применению дублирующего вспомогательного пульта на задней бабке и эргономической проработке органов управления. Были сни жены усилия станочника, прилагаемые при установке и съеме обрабатываемой детали, а также улучшены условия подхода к станку, повышена обзорность ра бочей зоны (легкосъемные прозрачные экраны), предложена система механичес кой уборки стружки (шнековое устройство). Сократились габариты станка (вы игрыш в площади, занимаемой станком, составил 1, 5 м2) и его материалоемкость. Самое главное, станок приобрел красивый облик, стал лаконичнее и цельнее по форме, его высокие технико-эксплуатационные свойства нашли выражение в его внешнем виде. Художественно-конструкторский проект получил высокую оцен ку и одобрение заказчиков - итальянских специалистов. Годом фактического создания единой государственной системы художествен ного конструирования страны под эгидой ГКНТ Совета Министров СССР мож но считать 1966 год. Основными элементами этой системы стали: ВНИИТЭ и его филиалы: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван), Белорусский (Минск), Вильнюсский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Хабаровск), Киевский, Ленинградский, Уральский (Свердловск) и Харьковский; отраслевые СХКБ (в т.ч. Минлегмаша и «Эстел», Москва) и др. головные художественно-конструкторские организации союзных и республиканских мини стерств; художественно-конструкторские подразделения (отделы, КБ, группы) пред приятий, НИИ, СКБ и др. организаций. Зримо эта система в виде схем и таблиц была представлена на выставке «Ху дожественное конструирование в СССР», Варшава, осень 1968 года. Выставка отразила новый этап развития отечественного дизайна. На ней были показаны не только промышленные изделия (в натуре, проектах, моделях, макетах и фо тографиях), но отражены предыстория отечественного дизайна, методология ху232 История дизайна, науки и техники дожественного конструирования в СССР. Наряду с широким освещением дея тельности ВНИИТЭ демонстрировались изделия и разработки различных СХКБ, НИИ и КБ. Модели новых пассажирских самолетов ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-144, блоки пассажирских кресел для них соседствовали с макетами катера на подводных крыльях и судна на воздушной подушке, фотографиями и схема ми многотонных станков Коломенского и Новосибирского заводов. Серийные телевизоры различных марок и радиотехника, фото- и киноаппараты в сопро вождении промышленной графики и рекламы. Свои методы подготовки дизай неров демонстрировали два самых крупных художественно-промышленных вуза страны - Московское и Ленинградское ВХПУ. Выставка позволила проанализировать состояние советского дизайна. При этом наибольшее значение имела даже не сама выставка, а ее подготовка, во вре мя которой были установлены контакты со многими предприятиями и органи зациями, просмотрено большое количество изделий и проектов, значительная часть которых не была включена в состав экспозиции из-за несоответствия тре бованиям, предъявляемым к высококачественной промышленной продукции по техническим и эстетическим параметрам, а также из-за отсутствия патентной чистоты. Организационный комитет выставки сделал по этому поводу заявле ние, опубликованное в журнале «Техническая эстетика» (1969, № 1), перечис лив Министерства, не представившие образцов, которые можно было бы демон стрировать на выставке [24.4]. Роль ВНИИТЭ стала более действенной не только в методически-консуль- тативном, но и контрольно-экспертном плане с введением государственной атте стации промышленной продукции (1967). Без положительного заключения Ин ститута по потребительскому, в том числе эстетическому, уровню изделия не могли получить право на простановку Знака качества. Получение такого Знака давало не только реальную надбавку к цене изделия. Процент аттестованной продукции был одним из главных показателей работы предприятия и жестко контролировался правительственными и партийными органами. Принципиаль ная позиция сотрудников ВНИИТЭ при проведении экспертизы, вынуждавшая предприятия существенно повышать качество продукции, сыграла весьма поло жительную роль во внедрении методов художественного конструирования. Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ Первые международные контакты начали складываться сразу после создания ВНИИТЭ. Уже в конце 1962 года в Институт приехала делегация Польской На родной Республики во главе с С. И. Шидловской, руководителем Совета по тех нической эстетике при Премьер-министре. О контактах с делегациями стран социалистического лагеря на Первой всесоюзной выставке по художественному конструированию (1964) уже говорилось выше. Подробнее о контактах со стра нами-членами СЭВ речь пойдет в Лекции 26. В 1965 году ВНИИТЭ был принят в ИКСИД. ИКСИД - Международный совет организаций по промышленному дизайну (авторитетная организация приЛекция 24. Советский дизайн 233 ЮНЕСКО) объединял практически все значительные организации, творческие союзы и учебные заведения по дизайну в большинстве стран мира. Основное на значение ИКСИДа - обмен опытом в области дизайна. Руководил этой органи зацией Исполнительный комитет во главе с Президентом. Состав Исполкома переизбирался каждые два года на Генеральных ассамблеях, предшествовавших основному мероприятию этой организации - конгрессу ИКСИДа. На постоян ной основе в Исполкоме работали только Генеральный секретарь и технический персонал. Штаб-квартира была расположена в Брюсселе. Конгресс 1965 года проходил в Вене, Австрия. На него выехала делегация Института во главе с А.Л. Дижуром. Конгресс обсуждал весьма важную и акту альную тему: «Дизайн на службе общества». Ровно через 10 лет Москва принимала один из очередных конгрессов ИКСИДа. Темой этого конгресса был девиз «Дизайн для человека и общества». Проведению конгресса в Москве предшествовала большая и, в целом, пло дотворная деятельность ВНИИТЭ и лично Ю.Б. Соловьева на международном уровне. Начало этому процессу положил первый международный проектный семи нар «Интердизайн-71» в Минске. До тех пор ИСКИД занимался преимущест венно вопросами образования студентов - будущих дизайнеров. По предложе нию Соловьева было решено позаботиться и об опытных специалистах, нахо дящихся в расцвете творческих сил. Если до этого дизайнеры в плане между народных отношений общались друг с другом, обмениваясь, так сказать, реча ми на конгрессах, конференциях и симпозиумах, то теперь они должны были, по замыслу инициаторов, обмениваться на семинарах проектными идеями, ме тодами, опытом непосредственно в процессе совместного проектирования. Се минар «Интердизайн» планировался как уникальная возможность для дизай неров поработать вместе с зарубежными коллегами над решением реальных за дач, не ограничиваясь жесткими рамками и условиями, которые обычно при сутствуют в повседневной практике. Причем ориентиром служили достаточно крупные социальные проблемы, требующие серьезной концептуальной пози ции, новых дизайнерских идей. Одной из целей было выявление специфики общения специалистов, говоря щих на разных языках. Характеризуя задачи первого международного семинара, его координатор проф. Фр. Хайт (Великобритания) заострял внимание именно на этом: «Здесь есть много людей, говорящих на разных языках. Но мы хотели бы выяснить, насколько универсален язык дизайна. Образно говоря, вам при дется общаться, прежде всего, при помощи карандаша» [24.6]. В новом здании Белорусского филиала ВНИИТЭ в начале лета собрались вместе 15 советских и 14 иностранных дизайнеров (из Австрии, Бельгии, Гол ландии, Индии, Ирландии, Норвегии, США, Франции, Японии и ряда стран СЭВ). Они совместно работали над двумя темами: «Оборудование для системы доставки и продажи хлеба» и «Оборудование городской площади». Семинар по лучил не просто высокую, а восторженную оценку в ИКСИДе. За этим семина ром последовали следующие ежегодные «Интердизайны».234 История дизайна, науки и техники «Интердизайн-77» опять прошел в Советском Союзе в Харькове. Его тема была «Дизайн для инвалидов и престарелых». Позднее в СССР были проведе ны еще 3 семинара: Тбилиси - «Дизайн оборудования для городской среды» (1980), Баку - «Дизайн для сельского быта» (1983), Ереван - «Будущее ча сов» (1985). Каждый из них выделялся, прежде всего, фундаментальностью своей подготовки. Примерно 8-12 месяцев основательно прорабатывались и решались многообразные вопросы организации и проведения семинара. В то же время велась интенсивная научная проработка намеченных к семинару тем и проблем, собиралась и изучалась необходимая информация, издавались не обходимые материалы к семинару и даже создавался его фирменный стиль. В сочетании с представительным интернациональным составом участников вы сокой квалификации это обусловило высокий уровень и результативность се минаров. Руководили семинарами, как правило, общепризнанные в мировом масштабе авторитеты, в том числе лица, занимавшие в свое время пост прези дента ИКСИДа. ВНИИТЭ содействовал организации и проведению в СССР выставок зару бежного дизайна (Англии, Италии, США, ФРГ, Японии и др.), а также органи зовывал выставки советского художественного конструирования в странах Ев
|