Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Gt; I М






3-я триада: Туре—Иса—Эваз. Дает картину первого порога, препятствия или, наоборот, кажущейся неустой­чивости, того, что требует выдержки и постоянства.

И> И

4-я триада: Ансуз—Йару—Манназ. Дает основную помощь, вознаграждение, показывает истинный харак­тер или цель каждого атта.


Индивидуальная практика



5-я триада: Райдо—Иваз—Лагуз. Продолжает движе­ние на пути, пусть и различными способами. Это знак того, что путь не закончен, квест еще не выполнен,

< IX о ■ ' ■

6-я триада: Кано—Перт—Ингуз. Это основная тайна каждого атта, внутренняя цель, испытание и подарок одновременно.

XYк

7-я триада: Гебо—Альгиз—Одаль. Показывает основ­ное завоевание на пути испытания каждого атта.

8-я триада: Вуньо—Совелу—Дагаз. Итог пути, резуль­тат и главное достижение. В нем уже нет личной силы — она исчерпалась, и эти руны показывают то, что происходит с нами «само по себе».

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ РУНЫ

Выяснив, что руны в порядковых триадах комплемен­тарны, мы теперь предлагаем использовать их в работе с «проблемными» рунами. Если в реальной жизни вы ощущаете сложность переживания или проявления той или иной руны (то есть что она застряла в своем пере­вернутом положении) и/или это постоянно выпадает вам в гадании, имеет смысл активизировать знаки той же триады, чтобы дать силы «слабому звену». При этом



Галина Бедненко. Школа рун


наибольшую силу будет иметь не изготовление соответ­ствующего талисмана, а выявление и осознанное прояв­ление сильных рун в реальной жизни'.

Мы предлагаем следующий принцип работы со сла­быми рунами. Если некий принцип в вашей жизни явно неуравновешен, неправильно выражается или с трудом завоевывает себе место под солнцем, то другая руна этой триады покажет способ преодоления си­туации, а оставшаяся будет ожидаемой целью или но­вым этапом. Это необходимо для целенаправленного выхода из ситуаций запутанности, застоя или круго­ворота ошибок.

Если напряжены руны первого атта, то способ дей­ствия можно определить по следующей таблице:

 

Напряжение Путь изменения Результат
Перевернутая Фе Тюр Хагалаз Хагалаз Тюр
Перевернутая Уруз Беркана Науд Науд Беркана
Зеркальная Туре Эваз Иса
Перевернутая Ансуз Манназ Йару Йару Манназ
Перевернутая Райдо Лагуз Иваз Иваз Лагуз
Зеркальная Кано Ингуз Перт
Гебо Одаль Альгиз Альгиз Одаль
Перевернутая Вуньо Дагаз Совелу Совелу Дагаз

Если напряжены руны второго атта, то выход будет по третьему, а результат — по первому; или же выход — по первому, а результат — по третьему.

1 Конечно, при желании можно дополнить это талисманом, но необязательно.


Индивидуальная практика 209

 

Напряжение Путь изменения Результат
Хагалаз Тюр Фе Фе Тюр
Науд Беркана Уруз Уруз Беркана
Иса Эваз Туре Туре Эваз
Йару Манназ Ане Ане. Манназ
И ваз Лагуз Райдо Райдо Лагуз
Зеркальная Перт Иигуз Кано
Перевернутая Альгиз Одаль Гебо Гебо Одаль
Совелу Дагаз Вуньо Вуньо Дагаз

Если напряжены руны третьего атта (перевернутое положение, постоянно встречающееся в гадании и вос­принимаемое таковым по жизни, или же ощущаемый в реальной жизни сильный дискомфорт от явного про­явления прямой руны), то способ разрешения будет по второму, а результат — преимущественно по перво­му атту.

 

Напряжение Путь изменения Результат
Перевернутая Тюр Хагалаз Фе
Зеркальная Беркана Науд Уруз Уруз Науд
Перевернутая Эваз Иса Туре
Перевернутая Манназ Йару Ансуз
Перевернутая Лагуз Иваз Райдо
Ингуз Перт Кано
Перевернутая Одаль Альгиз Гебо
Дагаз Совелу Вуньо


Галина Бедненко. Школа рун


Во всех случаях мы видим, что руны, которые могут быть только зеркальными, а не перевернутыми, являют­ся исключением из общего ряда: у них больше или меньше вариантов развития. Почему это так — пока неясно. Система, безусловно, требует дальнейшего изу­чения.

Упражнение

Сделайте себе расклад «Девять миров». Если в сфе­рах Мидгарда, Альвхейма или Ванахейма оказались на­пряженные руны, воспользуйтесь вышеприведенными таблицами, чтобы составить себе план или путь выхода из ситуации.

Результат вряд ли будет видимым и ощутимым во внешнем мире. Это, скорее, метод внутреннего раз­вития.

Глава 24 РУНИЧЕСКАЯ ВЯЗЬ

Руническая вязь не раскладывается как определенная последовательность знаков. Но одни знаки воспринима­ются глазом в первую очередь, а другие видятся уже поз­же. Основные смысловые руны обычно читаются доволь­но отчетливо, остальные же проглядываются. Иногда это задумано автором, иногда случается помимо его воли, что, безусловно, является недочетом. Большую силу будут иметь те руны, которые сразу бросаются в глаза.

Нужно учитывать то, что в руны, состоящие из мно­жества элементов (такие как Беркана или Манназ), ча­сто сами по себе входят и другие руны. Так, например, незачем выделять и видеть руну Иса в Альгиз, руну Рай-до в Беркане или две Вуньо в Манназ.

Однако опытный рунолог может выделять ту или иную составляющую знака, чтобы подчеркнуть еще одну


Индивидуальная практика



руну. Например, если в Альгиз сильно вытянуть цент­ральную «мачту», то действительно появится явный ак­цент на Иса-составляющей этой руны и, соответствен­но, «проглянет» руна Иса.

V

V

Основные правила построения рунической вязи та­ковы1:

Вязь должна включать в себя основные руны — так называемые «руны первого порядка». И их действие бу­дет наиболее сильным.

1. В них должны проглядываться «руны второго по­рядка».

2. Следует учесть появление и «рун третьего поряд­ка» — тех, которые не задумывались, но все равно по­лучаются..

3. Следует исключить неблагоприятные или ненуж­ные руны третьего порядка из вязи, перерисовывая ее до тех пор, пока она не станет предельно лаконичной.

4. Конечный результат должен быть красив.
Действительно, рунические сплетения должны быть

прежде всего красивыми, гармонично выглядеть. Ре­жущие глаз вязи рун кажутся неправильными. Как го­ворится, «некрасивые самолеты не летают», и при со­ставлении рунической вязи стоит следовать этому правилу.

Пример 1

Одна из самых красивых «классических» вязей. Со­четание рун Беркана и Кано образует еще руну Перт,

1 В свое время они были найдены мною в сотрудничестве с рос­товским рунологом Алексеем Панасенко.


212 Галина Бедненко. Школа рун

или руны Перт и Кано образуют руну Беркана, или же руны Перт и Беркана дают дополнительную Кано.

Этот талисман даже находили среди вещей викингов тех давних времен, из которых к нам пришла руническая ма­гия. Кто и как пользовался им тогда — мужчины или жен-

К

шины, — неизвестно. Однако сейчас это один из самых удачных женских талисманов для тех женщин, которые занимаются творчеством, распространением своих идей и произведений искусства (Кано). Хорошо, если при этом они обладают внутренней цельностью.и здравым смыслом (Беркана) и находятся в контакте со своей внутренней су­тью (Перт). Если нет — предложите им этот талисман.

Пример 2

Одна из последних использованных мною вязей. В ситуации некоей общей напряженности в отношени­ях с окружающими меня людьми, я сделала вязь имен­но бесконфликтную, легкую и ненавязчивую. Это вооб­ще не мой стиль: я люблю преодоление препятствий или силовые перестановки в своих заклинаниях, но тут ре­шила попробовать иное.

*

Мы видим руну Гебо с руной Вуньо1. Всего две руны, которые дают нам некую почти формальную «женскость»,

1 Интересно и забавно совпадение формы этой вязи с ранней христианской монограммой Христа. Культурное совпадение — это тоже своего рода магия. Здесь она может подчеркивать характер аст­рологического знака Рыб, с которым традиционно соотносят осно­вателя христианства, и не особенно разниться с обшим значением рунической вязи.


Индивидуальная практика 213

необходимую мягкую атмосферу. Я нарисовала эту форму­лу лаком для ногтей на внутренней стороне раковинки (опять-таки подчеркивание женской стороны) и положи­ла в боковой кармашек сумочки. На этот раз не ставила никаких сроков, решив, что в какой-то момент действие просто перестанет проявляться, и я это почувствую. Про­явление рунического заклятия я заметила.

Пример 3

Руна Райдо — достаточно популярный элемент в ис­пользовании текущих заклятий-вязей. Как-то раз, в уп­ражнении по составлении друг другу талисманов на короткий срок, одна пара вдумчиво и с энтузиазмом со­ставляла друг другу вязи по очереди.' В конце оказалось (и это заметила я, наблюдая со стороны; внутри процес­са это, разумеется, не было очевидно), что они изготови­ли друг другу одинаковые вязи. Это был такой вариант:

Tt

Сочетание Тюр, Ансуз и Райдо достаточно удачно тем, что здесь мы видим руны только первого порядка. Они все хороши и сильны, и нет никаких двусмысленностей. Вязь хороша прямотой и целенаправленностью, хотя в воздей­ствии может быть довольно утомительной: придется отправиться в дорогу и ездить или ходить, общаться дос­таточно много. Впрочем, сил на это вполне хватит.


Пример 4


T


Вязь Альгиз—Райдо дает нам скрытый «элемент тре­тьего порядка» — Науд. Я вообще хорошо отношусь к



Галина Бедненко. Школа рун


этой руне в заклинательных формулах. Она дает волю и стимул к преодолению препятствий. А вот впечатление самой носительницы талисмана, которая его сделала на кожаном кулоне и вдобавок окрасила своей кровью:

«Было ощущение, что на работе все просто замерло в состоянии Иса и никак не хочет двигаться с места, а так как ответственность была в этом моя, то мне хоте­лось что-то сделать. Человеческие способы не работали, потому что необходимо было между собой договорить кучу людей, которые четко стояли исключительно на своей позиции. А время шло, и проект должен был при­близиться к своему завершению, а фактически был еще не начат.

Развитие событий после сделанного амулета пошло совсем по-другому. Все, наконец, доругались и, плюнув на чье-то мнение, начали делать хоть что-то. Было най­дено агентство, согласившееся все сделать быстро и еще до заключения договора. Ну, и что было совсем удиви­тельным — меня на неделю отпустили в отпуск, хотя до этого не подписали. В отпуск уехать тоже получилось крайне легко, так как вопрос, куда поехать, мучил очень недолго — нашлось место, и было ощущение, что все произошло само собой. А проект был завершен чудо-агентством без меня, когда я уже уехала. Не могу ска­зать, что проект прошел супергладко, но, по крайней мере, все сложности разрешались теми или иными спо­собами. Здесь Райдо сыграла, видимо, роль в прямом смысле дороги. А еще меня сильно жаждали отправить сразу в несколько командировок»1.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУН, ВЫПАВШИХ В ГАДАНИИ

Одна из самых интересных возможностей — это при­менение рун, выпавших в гадании, для составления за­клинания. Если вам выпали три благоприятные руны,

Автор истории — Кристиниа.


Индивидуальная практика



можете смело использовать их в талисмане (буде они соответствуют вашим намерениям). Это использование сил, тенденций, уже действующих в данной ситуации' и потому не требующих дополнительных затрат. А можно заменить одну руну на другую, более сильную в данной ситуации. Получится корректировка происходящего в благоприятную для вас сторону.

В случае явно проблемного расклада выпавших рун (стойкого перевернутого сочетания2) можно сделать та­лисман с этими же знаками, но прямыми. И все же «пе­реворачивать» более одной руны для талисмана я не рекомендую. Это было бы слишком далеко от существу­ющей действительности. Обычно такие талисманы дела­ются с тройкой рун как наиболее гибкой и лаконичной комбинацией одновременно.

Безусловно, не имеет смысла делать талисман или заклятие в том случае, если их действие не согласуется с реальной жизнью. Человек может хотеть одного, а де­лать другое. Если сделать даже самый чудесный талис­ман на достижение того, чего он хочет, толку будет мало. В лучшем случае создастся ощущение, что вот оно, желаемое, где-то близко. Наибольший Эффект име­ют заклинания, сопровождающиеся неким изменением в самом человеке. Это особенно важно при работе с клиентами. Не надо использовать вышеприведенные примеры в жизни. Придумывайте свои.

1 Например, вы гадаете на отношения с начальством и вам выпа­
дают благоприятные руны. Да и вы сами знаете, что на работе все
идет неплохо. Однако вы можете немного усилить проявление бла­
гоприятных признаков, сделав краткосрочный талисман. Но будьте
осторожны: вдруг начальник заинтересуется вами глубже, чем вы
рассчитывали?

2 Например, перевернутые Манназ, Тюр и Уруз, которые все вме­
сте означают потерянные силы, неудачи в социальном плане, чувство
безнадежности.


Часть третья ГРУППОВАЯ ПРАКТИКА

Глава 25

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ СКАНДИНАВСКОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА

КОНЕЦ ЯЗЫЧЕСТВА

Когда исчез последний крупный языческий храм Скандинавии в Упсале, достоверно неизвестно. Пара христианских епископов, Адальвард и Эгино, собира­лись его разрушить и сжечь еще в 1060 году, но тогдаш­ний шведский король Стенкиль их отговорил. И.все же идея, как говорится, витала в воздухе. Повсеместно хри­стианство становилось официальной религией, а в язы­ческих богов люди верили лишь тайно. Подобная си­туация складывалась во всех странах, переходящих в христианство, потому в этом нет ничего удивительного. Ошибочно было бы считать, что языческая вера могла в таком случае сохраниться и дойти до наших дней в «исконном» виде. Даже не учитывая того, что реформи­рование любой религии — это обычный этап ее суще­ствования, в лучшем случае языческие верования сохра­няются в виде суеверий и элементов так называемой низшей мифологий (в Скандинавии это представления о троллях, великанах, эльфах и оборотнях).

Письменное наследие исландцев, донесшее до нас мифы скандинавов, принадлежало уже не языческой, а христианской эпохе. Исландцам, потомкам переселен-


Групповая практика_________________________________ __Z

цев, было необходимо найти и утвердить свои корни в этом мире. И мифы стали культурным наследием наро­да, а не «заветом Старой Веры». А языческая религия была забыта и похоронена на долгое время1. Языческая магия оказалась более живучей и существовала какое-то время, сплетаясь с христианизированной магией Сред­невековья. Однако столь широкого распространения по всей Европе, как, например, классическая церемониаль­ная магия с вызыванием демонов, она не лолучила. И больший или меньший интерес ученых-гуманитари­ев, даже слывших чернокнижниками, к истории родной страны нельзя считать интересом к языческим традици­ям или их возрождением.

ГЕРМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ XIX ВЕКА

XIX век — время расцвета не только романтизма, но и народнических движений. Особенное значение воз­рождение «народной культуры» имело для Германии — страны, объединенной Бисмарком лишь в 1871 году под громким названием Германской империи.

Германское мифологическое Возрождение началось с «академических романтиков» братьев Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм исследовали древнюю историю Герма­нии и доказывали, что германский мир вполне сопо­ставим по культурной значимости с греко-римским миром античности. (Надо сказать, что ни одна страна и ни один народ не были так помешаны на античной культуре, как немцы того времени.) Таким образом, братья Гримм, изучая не греко-римлян, а своих пред­ков — германцев, были своего рода революционерами в филологии и тогда еще не выделившейся в отдельную науку антропологии. Якоб Гримм впервые опубликовал

1 Не буду вступать здесь в полемику с Эдредом Торссоном, кото­рый лезет из кожи вон, чтобы доказать, что, мол, существовали тай­ные ордена, включавшие, ни много ни мало, членов королевских фамилий, которые приняли лютеранство, а на самом деле тайно ис­поведовали язычество.


218 Галина Бедненко. Школа рун

свою «Немецкую мифологию» в 1844 году, но еще в 1816—1818 годах братья вдвоем собрали и издали свои знаменитые «Волшебные сказки».

Эта фаза германского народничества характеризова­лась романтической тоской людей культурных и обра­зованных по утраченным ценностям древности. Идеалом героя для утонченных мыслителей-народников стал Зиг­фрид из «Песни о Нибелунгах» (Сигурд из «Саги о Вёль-сунгах»)1. В древних германцах видели идеал равновесия духа и тела, в германской патриархальной общине — идеал мироустройства общества. Поскольку с точки зре­ния здравого смысла эти идеи были далеки от совершен­ства, наибольший эффект оказывали навеянные все тем же духом германского национального возрождения пло­ды творчества совершенно иного порядка. Это музы­кальные произведения Рихарда Вагнера, его цикл опер «Кольцо Нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки богов».

Конечно, это нельзя назвать осмысленным возрожде­нием язычества. Но, наряду с идеями не понятого тогда Ницше, это была культурная революция в сфере чело­веческого духа. И Ницше, и Вагнера современники счи­тали безумцами. Однако именно они являлись «оди-ническими» фигурами своего времени. Так в Германии вновь появился не культ, но дух Водана.

А германские народники во время этих бурных собы­тий методично шли своим путем.

НЕМЕЦКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И ПАНГЕРМАНИЗМ

В XIX веке для немцев термин «Volk» означал не просто «народ» в буквальном смысле слова; он означал некое национальное единство, одушевляемое жиз­ненной силой и общей творческой энергией. Предпо-

1 Даже Фридрих Энгельс написал героическое произведение под названием «Рогатый Зигфрид».


Групповая практика 219

лагалось, что эти метафизические качества определя­ют уникальный культурный статус немецкого народа. Идеологическую окраску слово получило по двум при­чинам: во-первых, из-за крайне медленного объедине­ния Германии, но глубокого ощущения единства не­мецкого народа; во-вторых, в связи с романтическим и максималистским восприятием тогдашней действитель­ности.

Германия и Австро-Венгрия (где жило много немцев) сильно отставали в развитии от других западных стран. Капиталистические отношения воспринимались насили­ем по отношению к людям, все еще связывавшим себя с традиционным, сельским укладом. Многие презирали все новое, а растущие города и соответствующая инф­раструктура разрушали сложившиеся людские сооб­щества и лишали людей чувства безопасности мира. Потому естественной была ностальгия по «добрым ста­рым временам», пусть даже временам древних тевтон­цев, которые жили в лесах и временами наводили страх на Римскую империю.

Создавались общества (лиги), целью которых было сохранение немецкой культуры и укрепление немецкой идентичности. Пангерманизм (идея единства всех нем­цев на свете и возможность создания единого герман­ского государства, включающего их всех) был более политичен, он больше приспосабливался к меняющим­ся условиям. Он возник как символ веры маленького не­мецкого сообщества в Австрии, отказавшегося признать неизменным отделение ее от остальной Германии в 1866 году.

К концу XIX века множество народных «кружков» (ферейнов) действовали в провинциях и в Вене. Они занимались исследованием и ритуализацией событий и символов немецкой истории, литературы и мифологии и совмещали такие формы общественной жизни, как хоровое пение, гимнастика, спорт и восхождение на горы, с национальными ритуалами. В 1886 году Антон Лангтаснер основал в Зальцбурге Союз ферейнов. Каж­дый ферейн, входящий в Союз, должен был участвовать



Галина Бедненко. Школа рун


в немецких фестивалях, установленных специальным немецким календарем, и «невзирая на классы» пере­живать чувство общности немецкой нации. Социальной базой движению служила провинциальная интеллиген­ция и молодежь.

АРИОСОФИЯ

Ариософы (арии = «индоевропейцы» + софия = «мудрость»), начавшие свою деятельность в Вене неза­долго до Первой мировой войны, соединили народни­ческий немецкий национализм и расизм с эзотеричес­кими идеями, которые позаимствовали из книг и учения Елены Петровны Блаватской — основоположницы тео­софии (тео = «бог» + софия = «мудрость»). На основе теософских постулатов о мировых эпохах с господством той или иной расы (лемурийцы, атланты и др.) предска­зывалась и оправдывалась грядущая эра немецкого ми­рового порядка.

Ариософы описывали доисторический золотой век, в котором мудрые хранители знания толкуют оккультно-расовые учения и управляют расово чистым обществом. Они же утверждали, что в современной им жизни суще­ствует враждебный заговор антигерманских сил (тако­выми считались все неарийские расы, в особенности иудеи, и местами христианская церковь). Для противо­стояния современному миру ариософы основывали мно­жество тайных религиозных обществ, посвященных воз­рождению утраченного эзотерического знания и расовых достоинств древних германцев, созданию новой всегер-манской империи.

ГВИДО ФОН ДИСТ

Гвидо фон Лист был и остался самой известной фи­гурой среди ариософов. (Его современная популярность базируется на «найденной» им рунической «арманиче-


Групповая практика 221

ской» системе.) Уже в свое время он был популярным автором, соединившим народническую идеологию с ок­культизмом и теософией. Его читатели и последователи относились к нему как к умудренному патриарху, мис­тическому гуру немецкого национализма. (Стоит ли го­ворить, что он был уроженцем Вены, города немцев, оторванных от Германии.)

В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах родины, ее фоль­клоре и археологии сохранившиеся следы великолепно­го теократического арийско-германского государства, возглавляемого королями-священниками и посвящен­ными. Он также занимался каббалой (в рамках европей­ского оккультизма) и астрологией и претендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что име­ли власть в старом арийском мире. Он прививал своим последователям обычай праздновать летнее солнцесто­яние, что по тем временам было большим чудачеством, и праздновал 1500-ю годовщину победы германцев над римлянами.

Журналистика не была единственным средством, ка­ким Лист поддерживал пангерманизм, он был известен также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893 года он прочитал лекцию для ферейна «Немецкий дух» о служи­телях культа Вотана. В 1894 году состоялась премьера мифологической пьесы Листа «Вала пробуждается» («Вёльва» в привычном звучании). Фестиваль, на кото­ром происходило действо, предназначался исключитель­но для националистов, и на входных билетах можно было прочитать: «для евреев недействителен». Забавным кажется то, что, изучая каббалу, Лист был антисемитом, но это правда, и из песенки слова не выкинешь. Были у Листа и другие пьесы, восторженно встречавшиеся поклонниками.

В 1902 году Лист перенес операцию по удалению ката­ракты и оставался слеп на протяжении одиннадцати ме­сяцев. Тогда он, видимо отождествив себя с одноглазым Одином, висевшим на ясене Иггдрасиль, чтобы получить тайное знание рун, также придумал и составил свою кон-



Галина Бедненко. Школа рун


цепцию германских проторун'. В апреле 1903 года он от­правил манускрипт об арийском протоязыке в Имперскую Академию наук в Вене. Академия вернула манускрипт без комментариев, но этот небольшой опус разрастался в пос­ледующие десятилетия и.превратился в результате в глав­ный труд жизни фон Листа.

Лист первым связал рунический алфавит с текстом Одина в «Речах Высокого». Каждый стих песни он со­проводил особой руной, присовокупив также ее ок­культный смысл и окончательную формулу заклинания. Только с каждым четверостишием он соотнес руну сво­его, арманического ряда, а вовсе не Старшего Футарка. Предполагалось, что эти оккультные смыслы и форму­лы составляют основное содержание вновь открытой им религии вотанизма. Ее классические лозунги: «Познав себя, ты познаешь мир!», «Заключи в себе мир и ты ста­нешь творцом универсума!», «Не бойся смерти, она не может убить тебя!»2, «Твоя жизнь в руках Бога, доверь­ся ему!», «Брак — корень арийской расы!», «Человек одно с Богом!» и др.

Вотанизм Листа предполагал реинкарнацию как ус­ловие существования человека в мире. Законы всего су­ществующего мира говорили ему о сокровенном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представ­лял себе как проявления духовной силы. Человек ока­зывался неотъемлемой частью единого космоса и потому был вынужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой.

Кроме этих последних, реальных и, к сожалению, предвосхитивших свое время идей, у Листа было много идей эзотерических и абсурдных, вроде количественно­го соотношения между нумерологией «Речей Гримнира» Старшей Эдды и числом лет в Кали-юге.

По представлениям Листа, идеальное (естественно, древнегерманское) общество состояло из рядовых чле-

1 Эта система, известная как «арманическая», успешно существу­ет до сих пор. 3 Ха-ха.


Групповая практика 223 ■

нов и королей-священников. Власть последних осно­вывалась исключительно на их- мудрости. А мудрость состояла в знании «германской теософии». Знание, от­крывавшееся посвященным, было двух уровней: вота-низм — религия для всех, популярное изложение мифов и притч, предназначенных для низших кругов общества, и арманизм, предполагавший тайные знания. В саму структуру «Арманеншафт» входили лишь избранные.

Безусловно, идея некоей организации посвященных, руководящих общей политикой социума, позаимствова­на у масонов и поздних розенкрейцеров. Даже элита священнослужителей у Листа разделялась на три ранга в соответствии с рангами иерархии масонских лож: уче­ники-неофиты, братья и мастера-масоны. Лист уверял, что общество «Арманеншафт», подвергшееся преследо­ваниям в древней Германии, выжило до настоящего вре­мени лишь в силу того, что его таинства тщательно оберегались в обществах розенкрейцеров и франкмасо­нов, рыцарскими орденами и учеными магами Средне­вековья, постигшими все герметические науки. (В той или иной степени этим смешным сейчас идеям вторит наш современник Эдред Торссон.)

2 марта 1908 года было официально провозглашено Общество Листа. В 1911 году Лист создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа, обозначенный бук­вами НАО (Hoher Armanen-Orden). Даже в организован­ном им самим обществе он не смог отказаться от идеи превосходства одних участников над другими. И тут сле­дует специально отметить, что любое деление общества на круг профанов и круг посвященных является метафорой отношений отцов — всезнающих и всемогущих и детей — подчиняющихся родителям и глядящих на них (в данном случае — на отца) с восторгом. Это теория «правильного порядка вещей» XIX века, дофрейдовской эпохи1 в исто­рии человеческой мысли. В XX веке, особенно во второй его половине, все изменится.

1 Именно Фрейд «расколол» эдипов комплекс (зависть к отцу и желание занять его место) у людей своего времени.


224 Галина Бедненко. Школа рун

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

Известный врач-психоаналитик и владыка умов Карл Густав Юнг внес существенный вклад в возрождение языческих богов внутри самих людей. Он жил в Швей­царии и говорил на немецком языке, поэтому не мог быть оторванным от немецкой культуры второй поло­вины XIX — начала XX века. Немецкая молодежь мог­ла тогда казаться немного помешанной: группы людей исхаживали пешком всю страну, распевали народные песни, носили флаги и вымпелы со свастикой и руни­ческим кругом Арманен, проповедовали нудизм и ве­гетарианство, танцевали вокруг костров' в день летнего солнцестояния, восхваляя солнце. Основным лозунгом этих людей было «Кровь и Почва». Для того чтобы вос­становить подлинную культуру, «изначальную почву души», необходимо было вырваться из «железной клет­ки иудеохристианской цивилизации». Надо было восста­новить в себе древнего человека и вернуть себя к силам сладостного арийского прошлого.

А Юнг делал то же самое, только на академическом, психоаналитическом поприще. Он узнавал древних богов в образах своих снов и снов своих пациентов. У него были видения, и он общался с наставниками нечеловеческого происхождения, сам строил себе баш­ню из камней и учил практикам «активного вообра­жения», сходным с классическими оккультными тех­никами того времени. Вместе с тем он был и остался «ученым мужем и старцем», авторитетом психологиче­ской науки.

Его главная заслуга перед неоязычеством — введение понятия архетипов в широкий оборот. Он понял, что боги существуют внутри нас в виде образов или сцена­риев — архетипов, которые могут неожиданно активи­зироваться сами по себе или быть активизированы са­мим человеком с помощью тех или иных действий. Но архетипы — это часть как индивидуального, так и кол­лективного бессознательного. Они могут овладеть душой не только отдельного человека, но и всего народа, час-


Групповая практика. 225

ти мира. И Юнг видел, что в Германии с приходом Гит­лера возрождается дух Водана. Впрочем, понять, что принесет бог безумия и битвы, Юнг смог не сразу.

МИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

После Первой мировой войны Германия находилась в упадке, как экономическом, так и духовном. Есте­ственно, это время стало весьма благоприятным для сторонников и последователей Гвидо фон Листа и его мистического национализма. Они нашли себе много­численную аудиторию. Эллегаард Эллербек, например, начал резкую антиреспубликанскую кампанию. Он по­носил союзников, осуждал материализм и превозносил немцев до божественного статуса. Он описывал тон­кую ауру, сопутствующую каждой из европейских на­ций, и духовный характер каждой. И обращался к сво­им согражданам: «Да знаете ли вы, что вы — боги?» Эллербек читал лекции по всей Германии и провоз­глашал немцев наследниками крови древних языче­ских богов.

Ариософское движение расцвело в Германии в кон­це 20-х и в 30-х годах. Большей частью представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением. 29 ноября 1925 года было основано Общество Эдды. Члены Обще­ства были по преимуществу писателями, и они приня­ли участие в эклектической реконструкции арийской ре­лигии. Так, Вернер фон Бюлов (1870—1947), Великий Мастер Общества, создал «мировые рунические часы», которые показывали магическую атрибутацию восемна­дцати рун арманического ряда цветам, зодиакальным знакам и триединству «рождения — бытия — смерти». Другие члены Общества Эдды — Мартин Брюкер и Аль­берт Марк, автор эзотерической книги о германском национализме, — работали над понятием протоязыка и принципом параллакса.

8 Г. Бедненко «Школа рун*



Галина Бедненко. Школа рун


Также в общество входили Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческой религии и тек­стов об Эдде, Карл Рейнгольд Петтер, президент пана-рийской лиги в Данциге, и Матильда фон Кемниц, пло­довитая «народническая» писательница, возглавившая движение «Людендорф», после того как в сентябре 1926 года вышла замуж за генерала Людендорфа. Обще­ство Эдды издавало журнал «Hag All All Hag» (позже просто «Hagal») вплоть до 1939 года. Хотя в 1933 году в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его ис­следований оставались прежними. Журнал «Hag All All Hag» занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников, геральдикой, астро­логией, геомантикой и сакральной географией. Полити­ческие же события старались объяснить высшими кос­мическими законами, советуя читателям подчиняться интересам большинства.

Существовали и отдельные личности, занимавшиеся рунами арманического ряда и совершенно не интересо­вавшиеся политикой. Фридрих Бернхард Мар.би (1882— 196.6) основал мистическую школу оккультизма рун. Там занимались по большей части изучением использования рун для лечения болезней, рунической гимнастикой, муд-рами и медитациями. Своего рода это была руническая йога. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в крате­рах, на горах или холмах и недалеко от воды. В 1936 году он был осужден Третьим рейхом как «антинацистский оккультист» и отправлен в концентрационный лагерь Вельзхайм. Он оставался в концлагерях Флоссенбург и Дахау до 1945 года, когда его освободили союзники. Все эти испытания не сломили рунолога — он продолжал свои исследования, писал книги и издавал периодический журнал вплоть до своей смерти 3 декабря 1966 года.

Известен еще один практический рунолог того времени — Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899 г.).


Групповая практика 227

В 1927 году он основал Школу «Руна» в Дрездене и со­трудничал с ариософской летней школой братьев Рих­тер в Баренштайне в 1932 году. Он соединял традиции классической церемониальной магии и современной ему рунологии. Куммер, как и Марби, были осужден наци­стами «за дискредитацию и осмеяние священного Арий­ского Наследства».

В отличие от аполитичных оккультистов-рунологов, существовали и кружки специалистов, которые прини­мали участие в разработке символов и ритуалов СС (это становится очевидным при изучении эмблем соответ­ствующих частей и подразделений) и были любимцами Гиммлера.

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА «ГЕРМАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ»

В конце Второй мировой войны материалистический коммунизм и не менее материалистический капитализм раздавили все ростки агрессивной «германской духовно­сти». Все, чем занимались нацисты наряду с ведением войны и обустройством концлагерей, подверглось осуж­дению и негласному замалчиванию как заляпанное кро­вью. В первое время к этому отнесли абсолютно все, касающееся геополитического мистицизма, евгеники (которая так и не возродилась) и, конечно, германско­го неоязычества.

Политкорректный гражданин США Эдред Торссон мягко сообщает: «Двадцатый век показал нам, что гер­манский символизм можно применить не только в ос­вободительных целях, но и для разрушения и порабоще­ния. Это не имеет ничего общего с настоящей практикой Северного Пути, но при этом демонстриру­ет, какая заключена в нем сила». Торссон говорит об ис­пользовании неоязыческой идеологии нацистами, как упоминают о близком родственнике — мафиози-уголов­нике: не называя имен, формально осуждая и втайне гордясь.


228 Галина Бедненко. Школа рун

Э. Торссон, по сути, является потомком и продол­жателем идеалистов-народников. Если те видели в об­щественном устройстве древних германцев идеал об­щинного «некапиталистического» общества, то Торссон видит в них идеал «американского индивидуализма»: «Древние тевтоны были свободолюбивыми индиви­дуалистами и ничего не имели общего с тоталитариз­мом и коллективизмом». Тоталитаризма в современном смысле слова тогда действительно не существовало, но вот жизнь «свободолюбивого индивидуалиста» в древ-негерманской общине, где человек всегда принадлежал роду, семье, братству и племени, причем одновремен­но, представить сложно. (Возможность проявлять свою яркую индивидуальность дало лишь современное нео­язычество.) Поэтому можно сделать вывод, что идеи «особой германской духовности», совмещенные с иде­алистическим и исторически неправомерным представ­лением о «райской жизни» древнего германца, живучи и по сей день.

НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЯЗЫЧЕСТВА

Как уже было сказано, выжившие в концлагерях ру-нологи продолжали трудиться на своей излюбленной ниве и после войны, по-прежнему не обращая внимания на существующую политическую идеологию. Но интерес к древним верам и религиям старой Европы, даже Америки и Африки, уже растет сам по себе. В Англии поднимают голову ведьмовские кружки, и там наконец запрещают закон, наказывающий за колдовство. Кроу-ли давным-давно работает с архетипами египетских бо­гов и предрекает Новый Эон. Юнг по-прежнему учит людей по ту и эту сторону океана видеть богов в образах своих сновидений. Афро-бразильские и афро-американ­ские религии (вуду, умбанда, кандомбле и др.) прочно связали африканское и индейское язычество с обра­зами католических святых. Появляются первые виккан-ские языческие общины, ориентированные главным


Групповая практика



образом на первобытную веру в Великую Мать и ее супруга-короля. Возникает церемониальное религиозное язычество.

Во всей этой сумбурной и полной пылкого энтузиаз­ма деятельности германские язычники оказываются не единственными, а одними из многих. Новой чертой это­го времени является отщепленность «германской духов­ности» от собственно Германии. Например, в 1950 году мало кому известный австралийский (!) одинист А. Руд Миллз выпускает серию книг в надежде возродить древ­нюю веру. Германское язычество возрождается везде, где вообще возникают языческие общины. Так, они более распространены в англоговорящих странах, чем в ро­манских. В романских, католических странах нет такой потребности в возрождении древних архетипов и цере­мониальных занятиях: католичества вкупе с оставшим­ся этническим колдовством вполне достаточно. Итак, можно сказать, что язычество возрождается большей частью в протестантских странах — обделенных краси­вой церемониальной религией и в свое время активно избавлявшихся от ведьм и колдунов. Сейчас пришло время компенсации.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Общая тенденция современной западной цивилиза­ции — ощущение индивидуальности «человека толпы». Каждый имеет значение, и каждый может (по крайней мере, в теории) все, что угодно. Отсюда все многочис­ленные фильмы про отставных спецназовцев, спасаю­щих мир, и домохозяек, переквалифицировавшихся в спецназовцев, не говоря уже о школьниках, успешно сражающихся с инопланетными чудиками.

Примерно та же ситуация сложилась и в нью-эйдже-вом мире духовных теорий и практик. Каждая женщи­на может стать ведьмой, стоит только изучить соответ­ствующий справочник или учебник. Любой человек может научиться автоматическому письму и предска-



Галина Бедненко. Школа рун


заниям будущего по хрустальному шару. Городские шаманы встречаются под каждым девятым кустом. Клас­сический оккультизм с его тайными орденами и круж­ками почти целиком раздавлен огромной массой неофи­тов-волшебников.

При этом воззрения эклектичны и никак не согла­суются с местом рождения и проживания, нацией или расой человека. Белые американцы и современные пе­тербуржцы владеют вуду, египетские маги вызывают кельтского Кернунна, в Тель-Авиве тайно действует скандинавский хирд (полувоенная языческая община).

Люди пропагандируют «собственное учение» и легко находят себе немногочисленные группы последователей. Руны теперь трактуются в соответствии с собственным жизненным опытом и нелегкой женской судьбой. Дела­ется это пространно, с выведением житейских доктрин, туманных метафор и афоризмов. На этой волне поднял­ся Ральф Блюм, придумавший Пустую руну дополни­тельно к Старшему Футарку. (Представьте, как занима­тельно она смотрелась в ряду других рун, — как любое пустое место!) И Лиза Пешель, считающая, что руны викингов нужны лишь для того, чтобы узнать, с каким кавалером дама столкнется сегодня в супермаркете и что поспособствует ее будущему замужеству.

АСАТРУ

Асатру — современная языческая религия скандинав­ского толка. Первые общины Асатру были созданы в 1970-х годах как в Исландии, так и в США. В Ислан­дии на настоящий момент Асатру признана одной из государственных религий, в Америке же это лишь одна из множества религий мелких неоязыческих общин.

1980-е годы — время более или менее спонтанного образования локальных языческих общин и кружков изучения рунической магии. В 1980 году Эдред Торссон основал «Рунную Гильдию» («Rune-Gild»), специали­зирующуюся на изучении рун Старшего и Младшего


Групповая практика



Футарков. Там же и примерно тогда же в США была со­брана община «Обряд Одина» («The Odinic Rite»), кото­рая принадлежит к англосаксонской ветви древнегер-манских верований.

В 1990-х годах мелкие общины стараются объеди­ниться в союзы и как-то унифицировать свою веру и практики. В 1994 году возникает «Asatru Folk Assembly». В 1995 году Эдред Торссон и Джеймс Чизхольм основы­вают организацию «Вера» («The Troth»). Базовые идеи и ритуалы Асатру по версии «The Troth» изложены в кни­ге Эдреда Торссона «A Book of Troth» (Llewellyn, 1989). Организация Эдреда Торссона «Кольцо Трота» офи­циально зарегистрирована в США как «церковь». Од­новременно с этим несколько небольших общин объ­единяются в «Союз Асатру» («АА» — Asatru Alliance), более консервативный по своим взглядам, нежели «The Troth».

Общей тенденцией остается наибольшая распростра­ненность скандинавского неоязычества, соответственно, в странах Скандинавии и в США. Там многоцветное и экстатическое неоязычество компенсирует спокойствие и уравновешенность протестантских обрядов1.

Глава 26

КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ СЕВЕРНОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА

Древний календарь в Скандинавских странах делил год на два основных сезона — зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаме­новалось длинными днями и белыми ночами, а зима — короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась

1 В нашей стране одной пышности и обрядов и идеологической основы для развития неоязычества было бы мало — это все уже есть. Здесь если и можно что-то компенсировать, то унифицированность долголетнего атеизма и «соборность» православия, противопоставив им хорошо организованный индивидуализм каждого участника в рам­ках общины или общего течения.



Галина Бедненко. Школа рун


в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по ста­рому стилю).

В языческие времена Скандинавия, безусловно, праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам1. Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в совре­менном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Об­щеизвестными древними праздниками являются2:

• Ветрнэтр («зимние ночи») — первые зимние ночи (по исландскому календарю), то есть праздник начала зимы. Отмечался в субботу, приходившуюся на период с 21_ по 27 ноября.

• Йоль — праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6— 9 января.

• Сумарблот («летнее жертвоприношение») — возмож­но, первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по старому стилю 9—15 апреля).

• Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестоя­ние, самый длинный день в году.

• Альтинг — время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные во­просы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 года — на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей «середины лета».

Упоминается в сагах еще Дисаблот («жертвоприно­шение дисам»); когда оно производилось, неизвестно. Вполне вероятно, что оно было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.

Общепринятыми современными языческими праздни­ками, вдобавок ко всем вышеперечисленным, являются:

• Торри, или праздник Донара (Тора), в конце января.

1 При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли
быть несколько иными, нежели на Скандинавском полуострове. ■

2 За консультации о древнсисландском календаре огромное спа­
сибо Тиму Стридману (https://www.norse.narocl.ru).


Групповая практика



• Праздник дис в начале февраля.

• Майский день 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпур­гиева ночь континентальных германцев и общеприня­тый праздник всех язычников.

• Сигблот («почитание победы»), упоминаемое Снор-ри Стурлусоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англосаксов назывался Остара, приходящий­ся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21—23 марта.

• Фрейфакси, или Хлебный праздник (1 августа).
Таким образом, современные язычники дополняют

уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычни­ков кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая — Бельтайн, Остара — весеннее равноденствие, 1 авгус­та — Лугнасад.

Праздник Торри — это до сих пор отмечаемый в Исландии народный праздник, «день бондов», в наши дни известный как «день мужчин» (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как «крестьяне», а не «вои­ны»). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный «день женщин», «встреча Солнца», день Локи, «собачьи дни».

20 июня и 23 декабря; то есть практически в дни лет­него и зимнего солнцестояний, празднуются дни Торла-ка — соответственно, летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом1, и последняя дата является датой его смерти, а первая — датой перенесе­ния его останков в храм. Хотя эти даты приблизитель­но совпадают с днями солнцестояний, следует отметить, что во времена епископа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее — где-то на 15 декабря.

Современный неоязыческий календарь праздников северной традиции не является унифицированным для всех общин и течений внутри Асатру. Наиболее рас-

1 Торлак Торхалльссон — епископ (1178—1193), покровитель Исландии. Канонизирован папой Иоанном Павлом II в 1985 году.


234 Галина Бедненко. Школа рун

пространен список праздников, предлагаемый Эдредом Торссоном в его книге «The Our Troth» (еще не переве­денной на русский язык), — это довольно короткий перечень дат при сравнительно простых обрядах. Кве-дульв Гундарссон в своей книге «Teutonic Religion» (к сожалению, также не переведенной на русский) дает свой перечень праздников и описание ритуалов, боль­шей частью рассчитанных на двух-трех участников.

Неоязычество принесло не только возрождение язы­ческих праздников, но и совершенно новые так называе­мые «дни поминовения». Если основные сезонные празд­ники у всех авторов и общин примерно одни и те же, то дни почитания тех или иных героев весьма разнятся и по времени, и по месту существования. Большая часть почи­таемых таким образом героев были язычниками, погиб­шими в борьбе с христианством (так сказать, языческих великомучеников). Правило назначения той или иной даты тут сравнительно простое — за редким исключени­ем, берется 9-е число каждого календарного месяца. По­скольку северное язычество довольно популярно в США, то предпринимаются также попытки использовать при­вычку праздновать национальные американские праздни­ки в языческих целях или же найти им смысловую альтер­нативу. Неоязычники из организации «Трот» утверждают, что каждый человек может выбрать себе достойных геро­ев и героинь для почитания, которые могут чему-то на­учить нас в жизни.

На наш взгляд, маловероятно, чтобы именно «мучени­ки» могли чему-то научить нас. Это в корне противоречит самой идее удачи и хорошей доли, которую должны уметь найти, ухватить и удержать «правильные», с точки зрения древнего язычника, люди. Мученик может научить либо страдать так, как он (в том числе «пострадать за правду», а не «отстоять правду», к примеру), либо требовать, что­бы за него отомстили, что, точно так же как и «повторное страдание», не является и не может являться целью совре­менного самостоятельно мыслящего человека. Если брать тех или иных героев для почитания, то лучше взять людей более удачливых, чем те, кого убили, да еще и пытали. И


Групповая практика 235

более полезных в наше время, нежели те, что прослави­лись своими грабежами.

Современные люди ухватились за саму идею почита­ния славных предков и чтут известных им героев. Од­нако также принципиально важно различать своих кровных предков и «героев со стороны». Если мы будем чтить Сигурда, убийцу Фафнира, и забудем о своем соб­ственном прадедушке, полковнике КГБ, то, когда мы станем взывать к Сигурду, чтобы тот научил нас, к при­меру, храбрости и выдержке в борьбе с врагами, нам явится и из нас вылезет именно «полковник». А «пол­ковник КГБ» — сидящий в вас предок — научит вас, к примеру, писать доносы или сверлить «глазки» в стене женской бани1.

Почитание рода и предков вне всякой связи со сво­им кровным родом и собственными предками кажется мне немыслимым. Мы не призываем всенепременно почитать в ритуалах всех без разбору бабушек и деду­шек, которые могли творить в своей жизни бог знает что или, наоборот, не сделать ничего особенного. А пред­лагаем лишь узнать о них побольше и выяснить, какое послание они могли оставить нам, своим потомкам. А параллельно с этим ничто не мешает нам чтить самых разных героев самых разных времен и национально­стей — Сигурда или ту же Брюнхильду, вплоть до ос­нователя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы, который конечно же не имел никакого отно­шения к Скандинавии, но был человеком целеустрем­ленным и. удачливым.

О ПРАЗДНИКЕ ТОРРИ

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 ян-варя отмечается праздник, именуемый Торри. Еще он называется «днем бондов» или «днем мужчин». В этот

1 О том, чему реально нас могут научить предки, см. кн.: Шут-ценберг А.А. Синдром предков. М., 2001.


236 Галина Бедненко. Школа рун

день едят специальные кушанья, описания которых мы здесь пропустим1.

Народную популярность праздник приобрел в XIX веке. Торри — главный персонаж этого праздни­ка — приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предпо­лагается, что Торри — это персонификация Зимы (ана­лог Морозко, который награждает трудолюбивых и за­мораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница-супруга. Ее зовут Гоа, и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, не­смотря на то что никакой другой связи, кроме схожего звучания, между двумя этими персонажами нет. Предпо­ложительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, а значит, чтобы разобраться с этим, нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники и славят бога Тора.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И РИТУАЛЫ

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

Сумарблот («летнее жертвоприношение») — первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.

Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимо­сти от года.

Ветрнэтр («зимняя ночь») — ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.

Йоль — праздник середины зимы. Сейчас празднует­ся на протяжении 13 дней от зимнего солнцестояния.

Итак, у исландцев было два сезона, и праздновались середины каждого сезона и дни перехода к сезону следу­ющему. Поэтому самыми главными в северной традиции

Если не съешь — не поверишь.


Групповая практика



и ныне следовало бы считать именно их. Характерная осо­бенность этого набора праздников — в том, что вместо обычных четырех календарных дат солнечных солнцесто­яний и равноденствий празднуются не равноденствия, а «начала сезонов». Поскольку это шло вразрез с современ­ными нью-эйджевыми тенденциями, то неоязычники в целом приняли «дополнительные» праздники: во-первых, весеннее равноденствие, связав его с англосаксонской богиней Остарой и заявив, что англосаксы — все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи, или Бельтайна, — первого май­ского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в Скандинавских странах 1 мая не уделялось особого вни­мания). Добавили общераспространенный в неоязычестве (и присутствовавший во многих континентальных тради­циях древности) праздник урожая — Ламмас, i августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри — Торраблот, придав национальному дню мужчи­ны и фермера статус праздника Тора и Тюра.

 

Аутентичные скандинавские праздники Современные неоязыческиепраздники
  Весеннее равноденствие (Остара)
Сумарблот (19—25 апреля)  
  1 мая (Вальпургиева ночь)
Мидсумар — летнее солнцестояние Летнее солнцестояние
  1 августа (Ламмас)
  Осеннее равноденствие
Ветрнэтр (21—27 октября)  
  1 ноября (Самхейн)
  Зимнее солнцестояние
Йоль — середина зимы (6—9 января)  
Торри (19—25 января) — празднуется с XVIII— XIX веков  
  2 февраля (Имбольк)

238 Галина Бедненко. Школа рун

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные языч­ники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Со­вместили оба праздничных календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими «северными» праздниками'.

И в урезанном варианте получается, например, такой список:

Остара (весеннее равноденствие) Вальпургиева ночь (ночь на 1 мая) Мидсумар (летнее солнцестояние) Хлебный день «Loaf-Feast» (1 августа) Йоль (зимнее солнцестояние) Праздник Тора-Донара (19—25 января)

Сам Эдред Торссон в «Северной Магии» предлагает следующий:

Ветрнэтр («зимняя ночь») Зимнее солнцестояние («Листинг») (14 февраля) Весеннее равноденствие Вальпургиева ночь и Майский день Летнее солнцестояние Тингтайд (23 августа) Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от дошедших до нас и единственно достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник «Лис­тинг», выпадающий аккурат на День святого Валенти­на. Празднует «ведьмовскую» Вальпургиеву ночь и тра-

1 При том, что первые зимние ночи (если они вообще там суще­ствуют) во Флориде, скажем, приходятся отнюдь не на коней октяб­ря. И совершенно несравнимы с «зимними ночами» Скандинавии.


Групповая практика



диционную «зимнюю ночь», но отказывается от перво­го дня лета («Сумарблот»). И придумывает по неизвест­ным причинам Тингтайд, который считает временем об­суждения аспектов Веры (естественно, Трота). Стоит ли говорить, что такое смешение германских континен­тальных, скандинавских, англо-кельтских и, по сути, общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур1. Потому стоит отделить если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские «зимние ночи» в Майами (Флорида). Неза­чем приписывать Фрейру и Фрейе все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый «день урожая» в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки2.

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре «нордических» сезонных праздника, но придают им со­вмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англосаксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр. в се­редине октября празднуется как нечто среднее между праздником урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во вре­мя которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Вдо­бавок ко всему этому неоязычников не оставляет жгу­чее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли го­ворить, что и такая позиция в целом крайне неполно­ценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждо­го сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное

1 И желание калиться. Поорать «Слава Одину». Поймать жен­
щину.

2 В современной Исландии елки не выше человеческого роста.



Галина Бедненко. Школа рун


время года не только в скудных северных широтах, но и во всем мире (за исключением Южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдель­ным человеком, так и всей общиной. Вдобавок откажем­ся от «зацикливания на цикле» плодородия и земледе­лия. Во-первых, потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодья и ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, бла­гоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали1.

СУМАРБЛОТ

Первый день лета, отмечаемый днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то что у исландцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это — празднование начала «теплого полугодия», то есть весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включе­ние отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуа­лов в этот день — именно включение.

«Ритуалы включения» — это создание новой общи­ны, принятие нового участника в уже существующую обшину, празднование рождения ребенка, женская под­ростковая инициация, различные «кумления» девушек (известные нам по славянской обрядности), создание тендерных групп внутри общины (отдельно мужских и

1 Это происходит всегда и везде, где условия жизни достаточно суровы, пищи на всех не хватает, а регулировать рождаемость иным способом невозможно (или не приходит в голову).


Групповая практика



отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода — это «принадлежность другому» (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, обшине).

Большей частью весенние ритуалы — это ритуалы «женские», или «иньские». Стихия этих ритуалов — вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К. подоб­ным ритуалам относятся и сжигание куклы — олице­творения зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последователь­но включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы те­кущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи «из общего котла», круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде — все это относится к символике весны.

МИДСУМАР

Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скан­динавский праздник, совпадающий с древними и совре­менными языческими праздниками остальной Европы.

Лето — пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. «Медовый месяц» заканчивается, и появляются первые сомнения и противоречия. Не слу­чайно это время всеобщего тинга — альтинга в Ис­ландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и заключать различные договоры. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформ­лением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения, кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняются статус каждого человека


242 Галина Бедненко. Школа рун

и его важность для общины. Это время пиров и засто­лий, соревновательных поединков и конкурсов в раз­личных умениях. Победители в соревнованиях занима­ют более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание данного эта­па — ощущение себя (таким, какой ты есть) частью бо­лее обширного целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то, имеющему более высокий смысл. Подобные переживания близки к благоговению. Следовательно, в это время хороши торжественные ри­туалы, посвященные божествам — покровителям общи­ны. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чув­ствует себя его частью, и частью значимой.

Стихия этого периода и его ритуалов — воздух. По­тому Мидсумар подходит для инвокаций и восхваления божеств, словесных поединков скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревно­вания с выигрышами.

ВЕТРНЭТР

Праздник происходит в ночь субботы, приходящей­ся на период с 21 по 27 октября. Он называется «зим­ние ночи» и отмечается в темное время суток, знаменуя переход к зимнему, «ночному» времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не пока­зывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от лета к зиме как краткий период осени, то данному времени соответству­ют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он теперь сам по себе, Мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен уже сам человек). Это время само­стоятельности каждого участника общины. Человек от­деляется и от своей обычной роли. Он еще раз прове­ряет, насколько она ему соответствует, и сохраняет или


Групповая практика. 243

меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.06 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал