Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.).
Обряд: поджигание колес и спускание их с холмов (на Йоль, Остару и в Середине Лета). Обряд встречи Солнца проводится на рассвете любого дня. То, что видится на рассвете, 'оказывается предзнаменованием того, что случится в этот день, особенно если он важный. сюн Богиня Сюн («отказ»), как считается, сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней также прибегали на тинге для Галина Бедненко. Школа рун зашиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Это богиня-защитница. Атрибуты ей нашли уже в современные дни. Обращаются к Сюн за помощью по защите дома, жилища или в суде. Рунический сигель: любые защитные заклинания. Предметы: метла, меч. Напиток: заваренные кусочки яблок с щепоткой горькой полыни. труд Труд — дочь Сив и Тора. Ее имя означает «Сила». Иногда оно используется как составная часть в именах валькирий. Великан Гунгнир похитил ее (это известно по стихам скальда Браги Старого), но Тор вызволил. Считается, что те богини, на которых чаще всего-покушаются великаны, олицетворяют «женские» жизненные силы вселенной. Труд — дочь прекраснейшей из богинь и сильнейшего из богов, потому она сильна и прекрасна. Вместе со своими братьями Моди и Магни Труд олицетворяет храбрость и силу — основные дары Тора людям. Современные язычники считают Труд самой молодой и очень примечательной асиньей. Она олицетворяет новое, по сравнению с родительским, отношение к земле. Фьёргюн-Земле Труд приходится внучкой... Считается, что в период поклонения Земле, как таковой, человек просто собирал то, что она ему давала (ягоды, орехи, коренья). В период почитания Сив как Собирательницы злаков (не зря же ей отрезают золотые волосы) люди уже умели сеять и собирать хлеб, но не заботились о земле, как таковой. Труд же представляет более развитую агрикультуру (трехполье, подкормка почвы и др.). Кроме того, эта богиня ассоциируется с выпечкой хлеба. Когда Труд не печет хлеб, она самостоятельно очищает поля от камней. Труд представляется как большая сильная женщина, похожая на великаншу. У нее рыжие волосы, откинутые
Гру пповая практика ___________________________ 279 назад. Она одета в изношенные, грязные одежды — обычные для занятой работницы. Это довольно цельный образ, но атрибутика этой богини практически не разработана. Напиток: вероятно, пиво. СИГЮН Жена Локи — Сигюн — известна своим самопожертвованием. Она — верная жена неверного супруга, ставшего врагом всех других богов. В этом она так же является зеркальным отражением Фригг, как Локи — отражением Одина. Но она встречается нам только в тот момент, когда Локи уже связали и повесили над ним змею. С тех пор Сигюн держит над Локи чашу, чтоб яд не капал ему на лицо. И Сигель богини: сочетание Иваз и Альгиз или Иваз и Берканы. Эти вязи показывают нам постоянную критическую ситуацию и либо надежду женщины на лучшее, либо ее практическую помощь и поддержку. Сфера проявления богини в мире: все, что связано с реабилитацией преступников. Способ проявления богини в себе: носить мужу передачи, нанимать адвокатов, писать прошения и пр. ЁРД Богиня Ёрд — мать Тора и дочь богини Ночи и ее мужа Аннара («Второго»). У нее несколько имен, в том числе и Фьёргюн. Она была первой создана из тела великана Галина Бедненко. Школа рун И мира. Полагают, что мужской половиной Земли-Ёрд был Эгир — морской великан — и что они оба — Ёрд и Эгир — были созданы из обоеполого Имира: Эгир — из крови Имира, а Ёрд — из плоти. Но это все современные Л I домыслы, слишком простенькие, на мой взгляд. В любом^ случае Ёрд в наше время почитается как Земля (в русском варианте — мать сыра земля). Сигель богини: субрунический1 знак Ёрд. ХЕЛЬ Хель известна германцам с очень давних пор. Это богиня подземного мира. Ее имя близко к значению «укрывательница». Считалось, что ее царство находится на севере. В скандинавской мифологии ее роль довольно двусмысленна: она является чудовищем — дочерью Локи, но вместе с тем самостоятельной правительницей своего мира. Вполне обоснованно предполагают, что ее образ как властительницы подземного царства более архаичен и восходит к общему германскому прошлому. А дочерью Локи она стала считаться гораздо позже, наряду с другими страшными хтоническими существами и уже на скандинавской почве. Современные язычники представляют Хель и Смерть как часть вечного цикла жизни и смерти, смерти и перерождения. Представления о Хель в Скандинавии родственны тем, что существуют в славянских странах, — о Белой Девке, предвещающей смерть, разруху, войну и несчастья. Это явление смерти в образе высокой женщины в белом. ' Субрунические знаки— пострунические знаки, не входившие в Футарки, но использовавшиеся в тех же целях, что и руны. Групповая практика Скандинавская богиня сурова видом и имеет двойственную внешность: иногда она наполовину иссиня-черная, наполовину красная, как сырое мясо, а иногда наполовину живая, наполовину труп. Половины эти соответствуют стороне правой и левой. Некоторые блаженные язычницы полагают, что Хель выглядит уродливой, когда мы боимся смерти, но будет выглядеть прекрасной, если мы отнесемся к ней как к возможности нового опыта или как к облегчению от боли и страданий. Для большего эффекта я бы им посоветовала перед смертью надевать розовые очки. Сфера проявления богини в мире: смерть и похороны. Обряд почитания богини: похороны, девять дней, сороковины. Животные: традиционные проводники в царстве мертвых: собака (волк) и конь (кобыла), а также те животные, обращаясь в которых она может приносить смерть. Nil Рунический сигель: три руны второго атта — Хагалаз, Науд и Иса. Это разрушение, которое может быть очищением. Это непреложная необходимость. И застывание, вечный покой... Глава 29 МИФОДРАМА «МИРОВОЕ ДРЕВО ЯСЕНЬ ИГГДРАСИЛЬ» Мировое дерево (Arbor Mundi) в традиционном ми-фопоэтическом мировоззрении воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть «древом жизни», «древом познания», «древом плодородия*, «древом восхождения» с земли на небо или нисхождения в подземный мир. Образы, близкие Мировому Древу, — «ось Галина Бедненко. Школа рун мира» (axis mundi), «мировая гора», «мировой столп», «пуп земли», а также «мировой человек» (первочеловек, обычно первое антропоморфное существо, а не собственно человек). Символически с ним связаны образы колонны, обелиска, трона, лестницы или цепи, использующиеся в описании тех или иных параметров мира. Мировое Древо играет организующую роль в любой мифологической системе, является своего рода осью той системы координат, в которую вписываются остальные компоненты (или их символы). «Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства... Троичность Д.М. по вертикали подчеркивается отнесением к каждой части особого класса существ, чаще всего животных (изредка классов божеств и других мифологизированных персонажей). С верхней частью Д.М. связываются птицы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орел); со средней частью (ствол) — копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа»1. Образ этот настолько мощный, что буквально пропитывает все времена и культуры, изменяя форму, но сохраняя свой «жизненесущий» смысл2. Вот описание сна, которым любезно со мной поделилась одна дама: ■ «Году этак в 95-м, когда мне было 19 лет, появился в сознании один образ. Шаманизмом я тогда не увлекалась, в Бога особо не верила и только начинала упорядочивать свои взгляды на мир. Образ был и остается очень ярким. Это видение, один раз меня посетив, никуда не делось. Так на нем, как на фундаменте, все и строится. 1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энцикло 2 Христианский крест — «распятие» — является символической Групповая практика Степь, ночь, очень светлая и звездная. Но главный источник света, видимо, не небо, а колоссальный металлический столб-стержень, светящийся, светло-золотистый. Он находится передо мной на расстоянии метров 10—15, и немного влево. Выходит прямо из земли и уходит в небо, и понятно, что либо конца ему нет, либо не в человеческих силах представить его протяженность. Я подхожу к нему, и чем я ближе, тем слышнее мягкое, ровное гудение — вроде как в трансформаторной будке. Похоже, что " по этому стержню, как по кабелю, течет энергия. Напряжение высокое Я бы сказала, высочайшее. Я прикасаюсь к нему — никаких потрясений, ожогов, он такой же теплый, как и я. То, что он сделан из металла, — первое впечатление, на самом деле сквозь него даже можно пройти без вреда для себя. И тут, очень быстро, приходит понимание, что этот столб энергии и есть та самая любовь, благодаря которой и сушествует ВСЁ. На ней держатся все миры и жизни, на нее они нанизаны, вокруг нее обращаются и лишь в ней черпают силы». Горизонтальная структура Мирового Древа обычно связана с ритуалом (жертвоприношением) и его участниками. К тому же «значительное количество фактов позволяет реконструировать две горизонтальные оси в схеме Д.М., т. е. горизонтальную плоскость (квадрат или круг, ср. мандала), определяемую двумя координатами — слева направо и спереди кзади»'. Поэтому неудивительно, что условное изображение Мирового Древа в шаманских культурах (где представление о нем сохранилось лучше всего) традиционно строится по подобной схеме: Y Ч 1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980." Т. 1. С. 401. 284 Галина Бедненко. Школа рун Центр ее — Срединный мир, в котором живут люди и откуда начинает свое путешествие в другие миры шаман. Вверху (иногда и в какой-то стороне света) находится Верхний мир, внизу (и вместе с тем в какой-то стороне света) — Нижний мир. Мировое (или шаманское) Древо Верхнего мира обычно изображается или делается ветками вниз и корнями вверх. Мировое (или шаманское) Древо Нижнего мира — соответственно, наоборот. Ясень Иггдрасиль — Мировое Древо в скандинавской (древнеисландской) мифологии. В рамках ее мифо-драматического изучения мы обратились к построению ясеня как основы, матрицы Вселенной, необходимой для определения мироздания древних скандинавов. Мы выделили три основных сюжета, связанных с ясенем: «Иггдрасиль и его обитатели», «Девять миров Иггдраси-ля» и «Жертвоприношение Одина». Далее мы представим первую драму: ее структуру, ход конкретной мифод-рамы и трактовку используемых образов. МИФОДРАМА Миф — это то, что происходит сейчас и всегда. Это иная реальность, которой мы лишь изредка касаемся, но в универсальных («Больших») сюжетах которой мы узнаем то, что происходило всегда и случается до сих пор лично с нами. Мифодрама — это метод драматического разыгрывания мифа или известного сюжета. Она дает нам возможность увидеть смысл древних мифов и понять их значение лично для нас. Разыгрывание мифа дает непосредственный опыт бытия в роли предельно «лаконичной», архетипической. Это, с одной стороны, может быть новым (и в какой-то мере обучающим) опытом, расширяющим ролевой репертуар человека. С другой — кристаллизацией жизненной позиции, всего обычного спектра поступков и действий человека; и здесь ощущения, испытываемые в роли, окажутся ресурсом развития. Временами проигрывание той или иной роли приводит
Групповая практика 285 к сильным чувствам и эмоциям: это может быть катарсис и исцеляющая боль, обозначающая рану, но и заживляющая ее. Это возможность войти в контакт со своими чувствами и переживаниями в символической, безопасной реальности — и вдобавок в некоей волшебной действительности, где можно сделать то, что оказалось невозможным в реальности. Проигрывание мифа оказывается ритуальным действием, участием в мистерии, во время которой мы напрямую взаимодействуем с глубинными, архаичными слоями нашей психики. Это сновидение наяву, контролируемое и управляемое, мифологичное по своему смыслу и сути... Различные мифы (и их драматическое переживание) можно использовать в разных целях и, в частности, для получения некоего мистериального опыта. Ниже я расскажу о технике и правилах, предложу авторский сценарий работы с этим сюжетом. ПРАВИЛА МЕТОДА Ведущий мифодраму называется директором (по психодраматической традиции), и он определяет ход работы. В зависимости от целей группы определяется мифологический сюжет. Читается текст источника и объявляется, что будет полностью проиграно то, что нам из него известно. То, что в тексте не указано, предоставляется воле, желаниям и спонтанности участников. Затем проводится выбор ролей.-Если несколько человек хотят играть одну и ту же роль, то в случае, если это роль главная (или одна из основных), директор может допустить дублирование этого персонажа несколькими участниками. Определяется игровая территория (что где находится и что именно это означает) и основные игровые правила (правила пересечения границ и способы символического отыгрывания тех или иных действий). Затем начинается игровое действие. Обычно оно разделено на несколько сцен, по окончании которых директор останавливает действие и проводит корот- 286 Галина Бедненко. Школа рун кий опрос участников. Те отвечают из роли на вопросы о чувствах или неких «посланиях» остальным героям. Между сиенами можно снять роли, если какие-то из них в дальнейшем уже не будут задействованы, и взять новые. На протяжении сцены могут включаться «стоп-кадры», когда директор обращает внимание всех участников на то, что происходит с главными героями, и дает им высказать тот или иной монолог (из роли). В мифодраме — в отличие от ролевой игры — главное внимание уделяется чувствам и переживаниям участников из роли (а не хитроумности действия и развития интриги). В большинстве случаев сюжет точно определен и известен. Могут развиваться параллельные сценарные линии, но время и ограничения обусловлены основным сюжетом. В конце разыгрывания мифа происходит «шеринг» — обмен впечатлениями из роли и вне роли. Основные правила шеринга: говорить можно только от себя и о себе, либо из своей роли (бога Одина, дракона Нидхёг-га, белки Рататоск и др.), либо вне ее (от себя самого). В последнем случае запрещаются оценочные высказывания в адрес других участников драмы («Вася, игравший Одина, совершенно не умел играть» или, наоборот, «Вот эта белка была всем белкам белка и хороша необыкновенно... девушка, можно ваш телефончик?»). Из роли можно говорить о чувствах, которые возникали по отношению к другому персонажу («Когда дракон выкрикивал свои ругательства, я чувствовал возмущение и мне хотелось спрыгнуть с дерева и прихлопнуть его»). Но не следует высказывать какие-то суждения и делать выводы на этом этапе. По желанию директора (и в зависимости от целей драмы) можно провести отдельное обсуждение темы драмы. Затем роли должны быть ритуально сняты: обычно это делается отряхивающими движениями с себя по всему телу и приговаривается «Я больше не... (имя персонажа), я... (называется свое имя)». Это рекомендуется для того, чтобы не «утащить» в реальную жизнь роль мифологического персонажа и не начать играть вообще не свою роль. Групповая практика МИФОДРАМА «ИГГДРАСИЛЬ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» Разогрев: «Деревья»1 Каждый из участников становится неким Деревом, выбирает себе место, определяет, какое он дерево, и принимает соответствующую позу. Деревья разные: плодовые и неплодовые, цветущие или только с листьями, засохшие и переживающие зиму, только-только расцветающие, большие и маленькие, реальные и фантастические. Ведущий подходит к каждому Дереву и расспрашивает его о том, какое он дерево. Заодно выясняется условная социометрия расположения: кто где находится, какие получились «группировки», есть ли закономерности. ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ Берем подготовленный атрибут — веревочку с узлами. Раскладываем ее таким образом. I Это условное изображение ясеня Иггдрасиль, Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны. Вместе с тем она представляет собой двойное изображение руны Старшего Футарка Альгиз, которая давно уже ассоциируется с ясенем. Не случайно на хипповском «па- 1 Перед непосредственно драматическим действом рекомендуется сделать обшее разогревающее упражнение на движение, вхождение в роли или знакомство с другими участниками группы. 288 Галина Бедненко. Школа рун цифике» оказался изображен именно ясень как Мировое Древо в «круге Мира». Получается символ сохранения мира (и в значении «peace», и в значении «world»). По крайней мере, известна такая (и вполне логичная) трактовка этого символа, хотя другие источники утверждают, что сознательно знак был создан как суперимпозиция (наложение) семафорных знаков для букв N и D (Nuclear Disarmament). Если это так, то неожиданное появление Мирового Древа в пацифистской эмблеме кажется удивительным даже не знаком, а знамением. Ф Основной текст источника: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево', и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллахорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источника, но не получил ни капли, пока не отдал в залог свой глаз. Так сказано об этом в «Прорицании вёльвы»: Знаю я, Один, Где глаз твой спрятан: Скрыт он в источнике Славном Мимира! ' В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда) у ясеня девять корней. Но в данном случае мы пользуемся как источником Младшей Эддой, так как в ней есть конкретные указания относительно местонахождения и функции этих корней. Групповая практика Каждое утро Мимир пьет мед С залога Владыки, Довольно ль вам этого? Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди, Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами... В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом... И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца... Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется»1. Этап 1. «Корни дерева» Персонажи: Иггдрасиль, инеистые великаны, асы, змеи. Каждый участник группы выбирает себе одну из ролей. Роли довольно «общие»: змея, один из асов, боги- 1 Стурлусон С. Младшая Эпда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ладомир, 1994. С. 32-36. 10 Г. Бедненко «Школа рун» 290 Галина Бедненко. Школа рун ня, великан и т. д. Каждая группа берется за свой конец веревочки (корень дерева). Взаимодействие друг с другом специально не задается. Происходит некоторое спонтанное игровое действие. После окончания сцены (директор использует, например, звонок колокольчика) все остаются на своих местах. Директор проводит короткий опрос. Вопросы каждому участнику: Кто вы? Чем вы владеете? Что вы делаете? Чего вы хотите? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае. Этап 2. «Три источника» Персонажи: Иггдрасиль, Мимир, три норны, змей Нидхёгг, Один (два лебедя опционально). Выбираются роли. Три норны могут быть собиратель-ным образом. Два лебедя могут участвовать, если все остальные ключевые роли уже заняты. Сюжет: Змей живет в источнике и грызет корень. Норны поливают дерево, черпая воду из источника. Мимир — при своем источнике мудрости. Один приходит к Мимиру и просит испить из источника. Торгуются. Два лебедя (если есть) плавают в источнике. Сцена заканчивается естественным образом, после получения Одином разрешения от Мимира1. Вопросы: Кто ты? Что это за источник? (Что дает этот источник?) Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Что ты чувствуешь? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае. ' В дальнейшем было решено сцену «Один у источника Мимира» оформить и провести как отдельную тему в рамках цикла «Посвящения Одина». Групповая практика 291 Этап 3. «Обитатели Древа» Персонажи: Иггдрасиль, орел и ястреб, белка Рата-тоск, змей Нидхёгг. Участники группы выбирают новые роли. Персонажи занимают свои места на Дереве вдоль «ствола». Представление персонажей («Кто ты?», «Что ты здесь делаешь?», «Что ты хочешь?») можно провести вначале, перед игровой сценой. Отводится некоторое время на игровое действие. Сцена прерывается звоном колокольчика. Вопросы: Что ты чувствуешь? Одна ключевая фраза из роли. Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Снятие ролей, если мало участников. Иггдрасиль остается. Этап 4. «Пожиратели Древа»1 Персонажи: три (четыре) оленя и коза Хейдрун. Введение участников в выбранные ими роли. Персонажи занимают свои места в кроне дерева. Звонок колокольчика в начале сцены. Произвольное игровое действие. Заканчивается звонком колокольчика. Вопросы: Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Что ты чувствуешь? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Снятие ролей, если участников группы мало. Иггдрасиль остается. Этап 5. «Собирание всех существ Древа» Персонажи: орел, ястреб, змей, белка; три норны, два лебедя; четыре оленя, одна коза; Один и Мимир; Хейм-далль. ' Можно провести эту сцену сразу после «Корней и Источников», тогда это будут «Обитатели Кроны». 292 Галина Бедненко. Школа рун Участники группы выбирают себе роли или остаются в своих ролях. Все персонажи занимают свои места на дереве. Звонок колокольчика знаменует начало игрового действия. Произвольное игровое действие. Звонок колокольчика заканчивает сцену. Вопрос Хеймдаллю: Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Шеринг. Обмен чувствами- и впечатлениями по этой сцене и по всему сюжету в целом. При этом запрещаются оценочные суждения других участников группы1, рассуждения в целом2, обобщения3. Затем проводится снятие всех ролей. Для этого делаются отряхивающие движения по всему телу и приговаривается фраза вроде «Я не... < персонаж драмы>, я < имя участника группы>». Если этого не сделать, то роль может «прилипнуть» и мешать в жизни. Пример Ход драмы (17.06.2004) Разогрев «Деревья»: оказались в основном хвойные и средиземноморские (кедры и сосны, одна «яблоня без яблок»). - Сцена 1. Трое участников — змеи, трое — инеистые великаны, четверо — асы. Змеи выражают желание и действие: грызть корни, лежать в неподвижности и сохранять неподвижным корень. Инеистые великаны говорят о сохранении равновесия, им это важно, они собой довольны. Асы говорят о творчестве, потребности созидать и об истине. Иггдрасиль чувствует печаль. «Катя сыграла хорошо, а вот Маня — плохо...» «Так бывает в жизни...» «Все мы понимаем, что...» Групповая практика 293 Сцена 2. Дракон бурно «варится» в своем Котле, дергает за корень (конец веревочки), отчего трясется все «дерево». Норны (четыре, норна Урд — в двух лицах) сидят в Асгарде. Дерево полили один или два раза, не больше. Они рассуждают о чем-то своем, беседуют с лебедями. Лебеди чувствуют себя отстраненными и совершенными, идеальными. Один очень пассивен, неуверен в себе. Вначале чувствует себя «младшим братом» Мимира, который должен благоволить Одину и потому непременно уделит ему глоток из источника мудрости. Мимир не дает подойти к источнику. Один очень нерешителен, все время спрашивает, что ему делать. Подключаются норны, советуют отдать глаз. Один все еще колеблется. Безуспешно торгуется с Мимиром. Наконец он что-то понимает (говорит: «Ах, Мимир просто хранитель источника? И все?»), пытается отнять источник силой, выдав свой глаз. Ему помогают норны и силой отнимают источник у Мимира с криками «Такова судьба!». Нерешительность Одина вызывает нетерпение у остальных персонажей (кроме лебедей). Дракон тоже ждет и кричит Одину, дает советы (потом признался, что хотел заманить к себе, сварить и съесть). Иггдрасиль чувствует тошноту, ложится на коврик посередине «ствола». Сцена 3. Самая динамичная сцена. Две белки носятся и передают слова от дракона к орлу, прибавляя от себя: «Будет трястись дерево, трястись, трястись, и ты, орел, упадешь», «Ты полиняешь, сойдет вся шкура, и будешь голый, совсем голый дракон» и др. Восторг самих белок и всех окружающих. Иггдрасиль в конце сцены говорит об утихшей печали и ожидании. Сцена 4. Четыре оленя и коза. Чувствуют голод и насыщение, сытость в процессе «поедания». Иггдрасиль чувствует грусть, печаль. Сцена 5. Основная часть группы сосредоточилась в корнях. Орла не было. На вершине были только ястреб и коза; на стволе осталась белка. Был Один, но он по-прежнему не знал, что делать, хотел уйти вообще, снять роль. Дракон очень активен, собирался ползти по дере- 294 Галина Бедненко. Школа рун ву вверх, грызть уже ствол. Вначале задирал ястреба, кричал «Иди козе в жопу» (к восторгу окружающих). Ястреба же раздражали только белки, в какой-то момент он напомнил белке (одной оставшейся), что вообще-то на них охотится. Норны спокойны. Шеривг. Норны говорили о равнодушии, о судьбе и постоянстве, неизменности того, что предопределено. Белки — в восторге от трикстерской роли. Козы и олени говорили о голоде и удовлетворении, чувстве жизни. Иггдрасиль — о грусти; радость испытал лишь в четырех случаях: два раза — когда полили, один раз — когда неожиданно чем-то подкормили, один раз — когда белка вошла в контакт с ним как с живым, а не просто бегала по дереву. Впечатление участника1 «Вчера почти «случайно» попала на нечто абсолютно новое для меня — МИФОДРАМУ по скандинавским мифам! «Иггдрасиль и его обитатели». Это что-то типа психологического тренинга, но основанного на мифах. Нужно было представлять каких-либо мифических персонажей и через это проживать какой-либо эмоциональный опыт. Было очень интересно наблюдать за своими реакциями. Выбирала роль по первому импульсу, а уже находясь в ней, чувствовала, что это как раз то, что мне подходит! Еще очень заинтересовали эмоциональные переходы в прямо противоположное состояние, когда играешь разных персонажей, совершенно не похожих! Выбрала роли: ас (были еще великаны и змеи); норна Урд — Судьба, поливающая Иггдрасиль (были еще 2 норны, пассивные лебеди, Мимир, Один и дракон); олень, объедающий крону Иггдрасиля (было еще 3. оленя и коза). С любезного разрешения автора Марины (Исиды) Зайцевой. ' Гр упповая практика _________________________ 295 Еще очень хотела побыть белкой Рататоск, которая осуществляла коммуникацию между орлом на вершине Иггдрасиля и драконом у корней, но этих белок и так было слишком много... Ас — чувствовала себя Творцом, очень хотелось быть активным и все поменять, упорядочить и т. д. Норна Судьбы — ощущение полного пофигизма, спокойствия и пассивности. Впрочем, оно дало мне не столько комфорт и гармонию, сколько абсолютную скуку! Когда знаешь судьбу всего окружающего и свою собственную, становится безмерно скучно. И совершенно спокойно, и никак не можешь понять, почему все вокруг суетятся, хотят чего-то — и так все давным-давно предопределено!.. Олень — совершенно кайфовое состояние!!! Неожиданно для себя почувствовала огромное блаженство от поедания листьев с Древа Жизни! Совершенное животное состояние наслаждения! Комментируя, я выдала фразу, которая поразила меня саму: поедая листья с Древа Жизни, я ощущаю экстатическое удовольствие, потому что чувствую ПОЛНОТУ ЖИЗНИ! Оленем я стала чисто из любопытства, потому как прочитала о них накануне в книге Антона Платова «Дорога на Аваллон». Там повсюду в иллюстрациях на древних браслетах и одеждах — узор в виде Мирового Древа и оленей, с двух сторон объедающих листья с него! Я не могла понять глубокого смысла этого символа — что такого в этих оленях, что их везде изображают!!! Ну едят они, дерево портят — и что?!! Поняла, точнее, прочувствовала на собственной оленьей шкуре... По-видимому, этим я и занимаюсь ежедневно — поедаю с огромным удовольствием листья с Древа Жизни! И поэтому ощущаю, что я ЖИВУ! Причем другие олени объели быстро и поверхностно свои ветки, а я не могла расстаться со своей и объедала ее медленно, смакуя и наслаждаясь ощущениями... Белки были хороши и напомнили мне наши СМИ, вот так же вроде всю правду говорят, но ТАК подавая, КАК им самим хочется, и подзуживают обе стороны! 296 Галина Бедненко. Школа рун Может быть, если бы не белка эта, то и не было бы никакой ругани у орла с драконом — они бы попросту не знали о существовании друг друга». Мифодрама «Мировое Древо и его обитатели» в своем общем варианте или в частном, древнеисландском, кажется нам чрезвычайно перспективной. Представление этой вечно неизменной картины мира, упорядоченного Космоса, приводит нас в некое «место Оно», в освященное пространство, начало и средоточие мира. Для участников это будет ресурсным действом по «починке мира» — от грандиозного и потому символического Макрокосма до индивидуального Микрокосмоса. Глава 30 МИФОДРАМА «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИНА» Тема драмы Из Старшей Эдды мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль — девять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же-и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и протыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами. Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме В Младшей Эдде сказано, что «в ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир (Полинявший от непогоды). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.. Их зовут Групповая практика Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёг-гом...»1. И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу). В этой драме мы используем приготовленный атрибут — веревочку с узлами, которая уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.
|