Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АвторГалина Бедненко






ВЕСНА

Пламя мира в небе Озаряет землю. Забурлили воды. Лед сломался зимний. Узрела Гунн сказок1 Крепкий узел судеб. Нарушать запреты Ей придется вскоре.

Верно, Хлив иголок2 Хнычет очень часто. Хвастается счетом Великанов3 глупо. Воин Фрейра4 в страхе Не спешит на встречу. Плавится от жара Тело тонкой свечки:

В поединке взглядов Встретились два труса. Алый цвет играет На щеках горячих. Потеряла голос, Руки ломит болью, Чтоб не говорила, Чтоб не прикасалась.

'Гунн сказок — обозначение женщины. 'Хлив иголок, — обозначение другой женщины. 'Счет великанов— золото. 'Воин Фрейра — обозначение мужчины.


ЗЗО Галина Бедненко. Школа рун

ЛЕТО

Жеребец с кобылой Степи чешут гриву. Плеск дочек Эгира1 В смелом танце Ньёрда2. Волосы под шапкой Прячет Сюн убора3. Власть рождает скуку, Станет вечным голод.

Слезы, привкус моря, Лицо выжгли солью. Сможет зелье ведьмы Отворот ей сладить. Себя потеряла — Волк бы удивился Прочности той цепи" — Нету больше воли.

Побежать навстречу Или отвернуться, Перемолвить слово, Кинуть взгляд украдкой. Ловко Фрейр масок3 Прячет свою радость. Все едино в битве Ликованья Мардёлль1'.

И напоследок, плод коллективного творчества:

ПОЕЗДКА

Прибыли в Тарусу. Ночь проткнула очи. Затопили баню, Окна запотели.

'Дочки Эгира — волны.

2 Н ь ё р д — бог ветра и моря.

'Сюн убора — обозначение женщины.

4 Волк бы удивился прочности той цепи — волк Фснрир был связан самой прочной цепью на свете. Когда он вырвется, начнется Гибель Мира.

1 Ф р с й р масок — обозначение мужчины.

' Мардёлль — богиня Фрейя. Битва Мардслль — любовные отношения.


Групповая практика 331

Фафнир плосководья1 Был нам всем отрадой. Были биты роем Жадин спелых яблок2.

В ПОЛЕ

Вскрыл покровы почвы Воин поля смелый. Злато сына Ньёрда3 Схоронил до срока4. В полдень Гримхильд плошек5 тащит пиво персей6. Тору плуга7, верно, Нужно что-то крепче. Вскоре Сигюн плясок" Фрейра нив' седлает. Подгоняет резво Он ее рукою.

1 Фафнир плосководья — крокодил. В данном случае игра в «крокодила».

'Жадины спелых яблок — осы.

J He только зерно... Сын Ньёрда — Фрейр, бог плодородия и мужской страсти.

4 Начало было взято из стиха Тавии... и потом наполнено другим
смыслом.

5 Обозначение женщины.
'Пиво персей— молоко.

7 Обозначение мужчины, крестьянина.

8 Обозначение другой женщины. -■ ■ '

9 Обозначение того же мужчины, крестьянина.


Часть четвертая ОБРЯДОВАЯ КУЛИНАРИЯ

Глава 33 СОВРЕМЕННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУХНЯ

Конечно, в древней Исландии и Скандинавии не во­дилось оливковых деревьев, как не растут они там и сейчас. Но, если вы женщина, представьте себя женой викинга, только что приплывшего из похода. Тут он вам всего и привез: и кувшинчик оливкового масла из Сар­динии, и бутылочку винного уксуса, отнятую у франк­ской старушки, и пряности, отобранные у арабского мо­рехода, и бочку меда из страны Гардарики... Возьмите это все и начинайте готовить.

Вдобавок, поскольку пища у нас обрядовая, каж­дому ингредиенту соответствует некий смысл. Учиты­вайте это.

Отварная треска «Поход викингов»

(на 6—8 порций)

• Треска — 1, 8 кг

• Молоко — 1 стакан

• Сок лимона.

• Вода

• Соль

• Уксус — 3 столовые ложки

• Перец горошком — 16 шт.


Обрядовая кулинария 333

• Суповые коренья: морковь, корни петрушки и сель­дерея — 3—4 шт. каждого

• Лук репчатый — I шт.

• Лавровый лист

Треска — хлеб насущный викингов и других сканди­навов. Молоко символизирует жизнь, которую дала ко­рова Аудумла. Уксус — горечь жизни изгнанника вдали от родины. Сок лимона — это немного бодрящей радо­сти, охватывающей берсерка при виде маленького неза­щищенного поселка. 16 горошин перца символизируют руны Младшего Футарка, которым пользовались скан­динавы. Суповые коренья — родовые корни скандина­вов, отправившихся на чужбину. Одна луковица средней величины символизирует мать викинга, при воспомина­нии о которой у него всегда наворачиваются на глаза слезы. Лавровый лист означает немного славы.

Очищенную и вымытую рыбу вымочить в молоке, обсушить и сбрызнуть лимонным соком. В подсоленную воду с уксусом положить суповую зелень, лук и лавро­вый лист и варить 10 минут. Добавить рыбу, довести жидкость до кипения, уменьшить огонь и варить еще 10—15 минут. Подавать с соусами, заправками и при­правами (см. ниже).

Треска «Зима викинга»

(на 6—8 порций обычного человека)

• Треска — 1, 8 кг

• Молоко — 2 стакана (или вода с уксусом)

• Сок лимона

• Сливочное масло — 70 г

• Соль

Треска — это хлеб скандинавов. Молоко означает жизнь обеспеченного бонда, а вода с уксусом — жизнь бедного бонда, что все вместе символизирует социаль-


334 Галина Бедненко. Школа рун

ное расслоение скандинавского общества. Жир симво­лизирует состояние викинга, всю зиму просидевшего в глухом поселке у богатого бонда, пьянствуя, избивая рабов и таская на сеновал девушек. Растопленное мас­ло означает приятность такой жизни. Соль означает обвинения, предъявленные этому викингу после зимы, проведенной в тихом поселке.

Очистить рыбу от кожи и вымочить в молоке или в воде с уксусом. Обсушить и посолить. Оставить на 30 минут. После этого поместить в разогретую сково­роду с жиром и запекать в духовке при температуре 180 градусов от 30 минут до 1 часа, в зависимости от ве­личины рыбины. Готовую рыбу переложить на блюдо и полить растопленным маслом.

Карп в желе «Беспечные викинги»

• Карп — 2 шт.

• Суповые коренья (морковь, петрушка, сельдерей) — 1—2 шт. каждого

• Лук репчатый — 1 шт.

• Перец душистый горошком — 8 шт.

• Уксус белый винный — 2 столовые ложки

Карп символизирует викингов — мореплавателей. Суповые коренья — это родовые корни викингов, ску­чающих по родине. Луковица — источник слез матерей этих воинов, торговцев, грабителей и мародеров. Перец и уксус — тяготы жизни походного человека. Застыва­ние бульона в холодильнике — застревание беспечных викингов во льдах в холодную и раннюю зиму.

Очистить карпа, удалить внутренности и вымыть. На­резать на куски толщиной 2, 5 см. Приготовить пряный отвар из подсоленной воды, кореньев, измельченного лука, перца и уксуса. Положить в него рыбу и варить 15 минут (рыба должна быть полностью покрыта во-

 


Обрядовая кулинария 335

дой). Готовую рыбу переложить на блюдо и залить свер­ху бульоном. Поставить в холодильник и дать бульону застыть.

Жареная селедка с овсянкой «Сила Тора»

• Свежая селедка — 4 шт.

• Овсяная мука — 1, 5 стакана

• Яйца — 1 шт,

• Растительное масло

• Сливочное масло — 100 г

. Молоко — 2 столовые ложки

• Луковицы — 4 шт.

• Соль по вкусу

• Сахар по вкусу

Когда Тор встретил на переправе Харбарда, он рас­сказал, что с утра поел селедки с овсянкой «и сыт до сих пор» («Песнь о Харбарде»). Вот эта селедка с овсянкой. Рекомендуется к употреблению на современных празд­никах, посвященных Тору.

Свежие селедки — женщины, окружающие каждого бывалого викинга. Овсяная мука — подарки, которые делает бывалый викинг своим женщинам. Яйцо — вы­волочки, которые устраивает мужчина своим женщи­нам, если в совершенно неподходящий момент они ему чем-то не угодили. Молоко — нежное воспоминание о маме (или приемной матери, а в наше время — бабуш­ке), которая баловала бывалого викинга в детстве. Сли­вочное масло — конечно, бывалому воину и мародеру хотелось бы, чтобы все его женщины относились к нему с такой же теплотой, дружелюбием и лаской, как когда-то мама. Мелко порубленные луковички — сим­вол того, что может случиться с женщинами, которые совсем не могут (и, наверное, не хотят) угодить муж­чине. Соль и сахар — обычные трудности и радости се­мейной жизни.


336 Галина Бедненко. Школа рун

Сельдь вымыть, очистить и обвалять в овсяной муке, потом в яйце, потом опять в муке. Поджарить в масле на сковороде. Приготовить соус: овсяную муку (4 сто­ловые ложки) спассеровать со сливочным маслом и мо­локом. Все время помешивать, чтобы не было комков. Добавить 4 мелко порубленные луковички. Соус довес­ти до кипения. Посолить и добавить сахар. Соусом по­лить приготовленную сельдь.

Заправка к отварной рыбе «Добыча викинга»'

• Оливковое масло — 100 мл

• Французский уксус — 2 столовые ложки (1, 5— 2% винного уксуса, настоянного на эстрагоне)

• Шведская горчица (на яблочной основе) — 1 столо­вая ложка

• Сахар — 1 столовая ложка

• Мед — 1 чайная ложка

Все тщательно смешать и взбить.

Ингредиенты представляют добычу викинга, которая может скрасить ему жизнь на суровой родине.

Укропный соус «Славный конунг»2

• Свежесваренный густой рыбный бульон — 300 мл

• Мука — 1 — 1, 5 столовой ложки

• Лимон (сок) — 5 чайных ложек
. Сливки — 2 стакана

• Сливочное масло — 1 столовая ложка

1 Рецепт заимствован из книги В.В. Похлебкина «Специи и при­
правы» (М.: Центрполиграф, 1997). У него это «Исландская заправка
к отварной рыбе».

2 Рецепт заимствован из книги В.В. Похлебкина «Специи и при­
правы» (М.: Центрполиграф, 1997). У него это «Шведская укропная
приправа — соус».


Обрядовая кулинария 337

• Мелконасеченный укроп — 1 стакан

• Красный жгучий перец — 1—2 щепотки - Соль по вкусу

Густой рыбный бульон ассоциируется с Северным морем. Сок лимона означает неистощимую жадность конунга. Измельченный укроп и мука символизируют многих людей, которых погубил конунг в своей погоне за властью, сливочное масло — богатства, которыми он завладел. Два стакана сливок символизируют любимых женщин конунга. Щепотка жгучего перца и соль — пре­тензии их детей на наследство своего отца.

Укроп легко спассеровать с маслом 2—3 минуты и отставить. Свежесваренный рыбный бульон смешать с лимонным соком и варить в течение 15 минут, про­цедить и уварить до половины. Соединить укроп, слив­ки и уваренный рыбный бульон и все довести до кипе­ния. Муку перемешать с маслом (перетереть) и ввести в кипящий бульон; помешивая, загустить. Посолить, поперчить.

Приправу подают к отварной, тушеной и жареной рыбе.

Суп «Обед изгнанника»

• Язык говяжий — 200 г

• Почки говяжьи — 150 г

• Печень говяжья — 150 г
. Сердце — 100 г

• Морковь — 1 шт.

• Луковица — 1 шт.

• Сельдерей корневой — половина

• Картофель — 2 шт.

• Брюковка — 1 шт.

• Душистый перец — 12 шт.

• Вода — 1, 5 литра

• Соль

12 Г. Бедненко «Школа рун»


336 Галина Бедненко. Школа рун

Изгнанником объявляли человека, совершившего тяжкое преступление. Например, тайное убийство без объявления об этом окружающим или же сочинение любовных или хулительных стихов в адрес уважаемых мужчин и женщин. Соответственно, язык — это то, что не довело до добра нашего изгнанника, если его осуди­ли за стихи, сердце — то, что им двигало, почки — ну, тоже хорошее место. Сельдерей и брюква напоминают о родной природе изгнанника.

Тщательно и несколько раз промыть внутренности в холодной воде. В кипящую воду положить очищенную луковицу, посолить, поперчить и добавить ливер (внут­ренности). Во время кипения снимать пену. После сня­тия всей пены заложить сельдерей и брюкву, нарезан­ные крупными дольками. Почти готовые внутренности вынуть из супа, нарезать кусочками (с языка снять ко­жицу) и положить обратно в суп. Ввести в суп крупно нарезанный картофель.

Запеченная рыба «Норманны в Сицилии»

• Филе трески (или сайды) — 2 шт.

• Перец сладкий (красный, желтый, синий, зеле­ный) — 3—4 шт.

. Кабачок цуккини — 1 шт.

• Мелкие луковички — 3—5 шт.

• Чеснок — 3—4 зубца
. Оливковое масло

• Лимон — 1 шт.

• Розмарин

• Тимьян

Треска символизирует историческую родину викин­га — Скандинавский полуостров, где основной пищей обычно оказывается треска и ей подобные рыбины. Разноцветный сладкий перец — своеобразие северных мужчин. Кабачок цуккини, чеснок, оливковое масло,


Обрядовая кулинария



лимон, розмарин, тимьян — дары плодородных земель Италии. Неудивительно, что викинги не захотели отту­да убираться и осели на Сицилии. Маленькие лу­ковички — женщины, которых привезли некоторые по­селенцы из северных земель. Жар духовки — солнце Сицилии.

Сладкий перец и цуккини нарезаты Луковички очи­стить и разрезать пополам. Чеснок очистить. Легко об­жарить перец, цуккини, лук, чеснок на оливковом масле. Выложить в форму для запекания и приправить тимьяном.

Лимон нарезать кольцами. Рыбу посолить и попер­чить. Добавить к овощам, сверху прикрыть лимоном и розмарином. Запекать в духовке около 30 минут.

Креветки под холодным соусом «Йомсвикинги»

Очищенные креветки — 450 г
. Майонез — 250 г

• Сыр «Дорблю» — 150 г

• Лимонный сок — 1, 5 чайной ложки

• Петрушка

Креветки символизируют чистые души йомсвикин-гов. Глубокая тарелка ассоциируется с крепостью йомс-викинов — Йомсборгом. Майонез означает слаженность организации и связывающую всех воинов военную дис­циплину. Сыр символизирует добычу йомсвикингов, разделяемую между всеми воинами. Лимонный сок ас­социируется с кислотой жизни викингов в отсутствие женщин. Рубленая петрушка символизирует битвы, в которых сражались и гибли йомсвикинги.

Отварить креветки и очистить от панциря. Сложить в глубокую тарелку. Сыр измельчить, смешать с майо­незом, лимонным соком и мелко нарезанной петруш­кой. Охладить. Креветки обмакивать в соус и поедать.


340 Галина Бедненко. Школа рун

Репа под соусом «Новобрачная»'

Репа — 5—6 шт.

. Желтки — 5—6 шт.

• Яичный белок — 3—4 шт.

• Сахар — 2 столовые ложки

. Белое вино — 1 стакан (или 1, 5 стакана молока)

• Глубокое красивое блюдо

Репки своими незамысловатыми формами напомина­ют простую скандинавскую девушку. Желтки с сахаром символизируют неплохое приданое невесты и ее хоро­шие перспективы как наследницы. Вино символизирует любовный восторг, который охватывает молодую неве­сту при виде жениха. (Можете заменить вино молоком, если невеста уже беременна.)

Важен сам процесс приготовления новобрачной: как соус нельзя доводить до кипения, так и не следует быть слишком пылким с молодой женой (она может стать слишком требовательной2). Взбивание соуса и добавле­ние яичных белков символизирует вероятное заверше-ни супружеских обязанностей первой брачной ночи.

Сложите из 5—6 репок фигурку новобрачной. Оставь­те на ночь. Затем можете приступать к готовке. Репки очистить, порезать ломтиками, отварить без соли. Ког­да сварятся, откинуть на решето и слить воду. Уложить на глубокое блюдо.

5—6 желтков растереть с 2 столовыми ложками мел­кого сахара; развести 1 стаканом вина (или 1, 5 стакана­ми молока) и, не переставая мешать, поставить на огонь. Дать немного сгуститься, но не доводить до кипения. После этого снять с огня и, не переставая взбивать вен­чиком, прибавить 2—3 взбитых белка, облить репу и тут же подавать к столу.

1 Рецепт передан Ольгой Поволоцкой.

2 Скандинавы специально распустили слух о холодности северных
женщин. Кто станет нападать па земли, где плодородных почв, скота
и других богатств мало, а женщины — фригидны? После этого ви­
кинги со спокойной совестью могли уходить в дальние и долгие пла­
вания.


Обрядовая кулинария 341

Хек в пиве «Юность Эгиля»

. Хек — 4 крупных куска

. Свежее сало — I25 г

• Луковицы — 4 шт.

• Сливочное масло — 60 г

• Мука — 1 десертная ложка

• Пиво — 300 мл

. Сметана — 100 г

• Горчица — 1 столовая ложка
. Сахар — I1/, чайной ложки

• Петрушка — пучок

• Картофель

• Соль, перец

Знаменитый скальд Эгиль Скаллагримсон очень лю­бил пиво. Если его поили вместо пива кислым моло­ком, он все равно потом пил пиво и сильно пьянел, после чего его рвало на хозяина дома. Это блюдо сим­волизирует почтение, которое мы выказываем этому человеку: несмотря ни на что, тот был выдающимся поэтом.

Аккуратно обращайтесь с хеком, который ассоци­ируется в данном случае с молодым Эгилем. Молодых людей почти Никогда не мешает почистить, вымыть и обсушить, перед тем как приступать к основным заня­тиям. Все остальное, что необходимо сделать с рыбой, связано с многочисленными хлопотами, которые неми­нуемо грозят всякому человеку, будь то мужчина или женщина, связывающимся с типом вроде Эгиля (то есть с поэтом, викингом и колдуном одновременно). Смысл различных манипуляций, опасаясь быть однообразной, оставляю на ваше воображение.

Рыбу очистить, вымыть, обсушить и посолить. (Или взять филе хека.) Мелко нарезать сало и очищенный лук. Подрумянить на сливочном масле сало и лук. По­сыпать их мукой и снова обжарить до золотистого цве­та. Туда же влить пиво, добавить сахар, пучок петрушки,



Галина Бедненко. Школа рун


соль, перец и кипятить на медленном огне 15 минут. Картофелины разрезать пополам и сварить на пару. Из пивного соуса вынуть пучок петрушки, ввести кус­ки хека и варить на слабом огне 20 минут, без кипения. Хек выложить на подогретое блюдо и обложить карто­фелем. В соус влить горчицу, разбавленную сметаной, поставить на огонь и взбивать 1 минуту. Хек полить соусом и посыпать петрушкой. Подавать горячим.

Репа «Финка Снефрид»'

• Крупная репа — 4 шт.

• Брусника или клюква (1 стакан)
. Сахар — I'/, стакана

• Ржаная мука

Репа символизирует любимую женщину конунга Ха-ральда — финку Снефрид. Известно, что она околдо­вала его так, что тот забросил все государственные дела и посвятил себя этой коварной женщине. Очарование и красоту колдуньи символизируют красные лесные ягоды в каждой репке. (Ведь именно этим она выгодно отличалась от простой скандинавской девушки.) Ржа­ное тесто, которым обертываются тут репки, связаны с тайнами, окружавшими Снефрид.

Очистить репки от кожуры и вырезать в них уг­лубления, которые заполнить доверху ягодой с саха­ром. Приготовить ржаное тесто, смешав муку с водой до необходимой консистенции, и раскатать четыре тон­ких пласта. Обернуть ржаными пластами каждую репу. Выпекать в духовке на среднем огне. Дать постоять некоторое время после выпечки, но подавать репу теплой.

1 Рецепт взят из книги А. Орловской «Кухни Северной Европы» (СПб., 2001). Там этот рецепт имел жутковатое название «Красная Шапочка». Было необходимо реабилитировать это блюдо финской кухни.


Обрядовая кулинария 343

Пирог «Нападение на монастырь»

• Мука — 200 г

• Масло сливочное или маргарин — 100 г

• Яйца — 4 шт.
. Сыр — 200 г

• Сливки — 1 стакан

• Сало (шпик) с прожилками мяса — 200 г

. Сухари панировочные — 1 столовая ложка

• Перец, соль по вкусу

Мука означает то, что намолола мельница Гротти. В данном случае она намолола банду викингов, напав­ших на христианский монастырь. Сыр символизирует благословенную тихую жизнь монахов до сего ужасного момента. Сало с мясными прожилками представляет на­стоятеля монастыря, знавшего и сытые, и голодные годы. Яйца — символ мужества викингов. Панировоч­ные сухари означают грамотность двух или трех мона­хов монастыря, которые спасали Священное Писание. Сливочное масло означает богатства, которые, как пред­полагали викинги, хранятся в христианском монастыре. Сливки означают, что викинги до последнего момента надеялись, что это окажется женский монастырь. Перец и соль — это тяжкие испытания, выпавшие вследствие этого на долю монахов.

Муку просеять на доску и сверху положить масло или маргарин. Добавить на кончике ножа соль, влить немно­го воды и замесить тесто. Поставить на полчаса на хо­лод. Тесто раскатать и уложить иа смазанную жиром форму, посыпать сухарями и равномерно разложить на­резанный кубиками шпик. Яйца слегка взбить, подме­шать сливки и тертый сыр, перец и вылить поверх теста. Выпекать в духовке при средней температуре около 35— 40 минут. Подавать теплым.


344 Галина Бедненко. Школа рун

Праздничный суп «Брань валькирий»'

• Суповая курица — I шт.

• Суповые коренья: морковь или корень пастернака (или корень петрушки), сельдерей, корни тмина — по вкусу

• Репа (топинамбур, брюква) — 1—2 шт.

• Очищенные креветки — 400 г

• Мука или манная крупа — 2 столовые ложки

• Лук — 1—2 шт.

• Сало или сливочное масло — 50 г

• Крупа перловка — 200 г

• Тмин (семена)

• Корень гравилата (или гвоздика)

• Горькая полынь (на кончике женского мизинца)

• Зелень петрушки'

• Свежая черемша

Курица — не птица, а валькирия — не совсем жен­щина. Суповые коренья означают судьбу, которую уже взрастили мужчины, собравшиеся на битву. Репки или брюковки своими округлыми формами и крепостью на­поминают «дев битвы» (желтые репки — валькирии по­моложе, брюковки — постарше, топинамбуры — совсем старенькие, но славные). Очищенные креветки — это светлые души викингов, павших в бою и забранных «де­вами щита». Перловка означает стихи, которые сочинит скальд об этой битве, а также угощения и некоторые подарки, полученные им от своих слушателей. Горькая полынь на кончике женского мизинца символизирует слезы, которые прольются, когда вдовы и покинутые возлюбленные будут слушать о смерти своих мужчин.

Отварить суповую курицу (или петуха) с кореньями (последних взять две трети). Затем в бульон ввести пер­ловку и варить до полуготовности. Репки (брюковки, топинамбуры) очистить, измельчить и добавить к ним

Рецепт передан Ольгой Поволоцкой.


Обрядовая кулинария 345

остатки суповых кореньев и свежую черемшу. Продол­жать варить. Когда суп будет почти готов, добавить пас­серованные на сале лук и муку (пассеруются отдельно) и самое главное — креветки. Разлить в тарелки, посы­пать свежей петрушкой.

Сиг «Белый Христос»

• Крупный сиг — 1 шт.

» Сливочное масло — 50 г

• Укроп — 1 пучок

• Соль

• Белый перец

• 12 длинных гвоздей

Рыба — это символ Христа в раннем христианстве, и мы, готовя блюдо с распятым на доске сигом, принима­ем во внимание этот исконный символизм. Белый Хри­стос, пришедший с Востока, воспринимался в Сканди­навии противником Красного Тора. Этим блюдом мы поминаем первых скандинавов-христиан, которым тоже пришлось несладко.

Аккуратно очистить сига от чешуи, не повреждая кожицы. Не мыть его и не мочить водой, а только об­тереть белыми бумажными салфетками. Разрезать сига со спины, вынуть спинной плавник и развернуть сига так, чтобы осталась неповрежденной брюшная часть.

Голову разрезать вдоль и освободить от мягких внут­ренних частей обе половинки головы, оставив невреди­мыми шечки. Рыбу развернуть на две половинки в одну плоскость и положить на деревянную жарочную доску кожей вниз. Посолить, поперчить и оставить для созре­вания на 1 час.

Плотно прибить сига гвоздями через равные проме­жутки к доске (не вбивайте гвозди слишком глубоко, иначе их потом будет трудно вытаскивать). Поставить доску вертикально или чуть наклонно на расстоянии 30—50 сантиметров от костра, чтобы пламя достигало



Галина Бедненко. Школа рун


ее с наветренной стороны. Тогда сок не будет вытекать из рыбы и она не пересушится.

Жарить сига нужно в течение часа, чтобы его поверх­ность стала коричневой, но не пригорела. Снятую рыбу смазать сливочным маслом, растертым с мелко насечен­ным укропом.

Жаркое «Век курганов»

• Курица или карп — 1 шт.

• Можжевельник — 24 ягодки
. Сельдерей — 1 шт.

• Укроп — 3 пучка

• Глина — около 2 кг

• Камни, дерево, спички

Как известно, скандинавы в языческие времена хоро­нили знатных людей с пышными церемониями. Они сжигали их (по завету Одина), а затем — над кувшином с пеплом, а также над убитыми рабами или рабынями покойника, любимыми конями, утварью и кораблями — насыпали курганы (по совету Фрейра). Это блюдо сим­волизирует подобный обычай. Представьте себя распо­рядителем праздника. Похороны в языческие времена — тоже праздник, хоть и своеобразный. В конце концов, душа умершего или умершей, скорее всего, отправляет­ся в Вальгаллу или к Фрейе. (Непонятно, кстати, поче­му скандинавские мужчины и женщины так стремились разъединиться после смерти...)

Вы берете курицу, если хоронят женщину, и карпа — если мужчину. Карп, в отличие от курицы, фаршируется можжевельником, что означает более богатого мужчину. Если вы найдете что-нибудь ценное, чем можно начинить курицу, то есть что положить в курган вместе с женщиной, то тем самым повысите ее статус. В отличие от настоящих похорон, мы тут вначале обмазываем курицу или карпа глиной, а потом сжигаем, чтобы в конце концов разбить глиняную форму. Так и светлые души славных язычников восстают в царствах Одина и Фрейи.


Обрядовая кулинария 347

Если у вас есть курица еще с перьями, то выпотро­шите и вымойте ее. Не ощипывая, обмажьте поверх пе­рьев глиной. Разместите между камнями, сделав костер из хвороста. Через час такого обжига глиняной формы осторожно снимите курицу в глине с огня и разбейте глиняную оболочку. Если у вас есть карп, то сделайте то же самое, но предварительно наполните его брюхо можжевельником, сельдереем и укропом. (Карп бывает готов через 15 минут.)

Капуста «Два эйнхерия»

• Краснокочанная капуста — 1—2 шт.

• Ветчина — 400 г

. Десертные яблоки — 6 шт.

• Сливочное масло — 100 г

. Большие красные луковицы — 3 шт.

• Уксус — 3 столовые ложки (можно заменить белым сухим вином)

• Сахар — 3 столовые ложки

• Соль

• Перец

Кочан капусты символизирует голову эйнхерия. Шинковка капусты ассоциируется с битвой, пиром валь­кирий. Ветчина — это мясо вепря Сэхримнира, которо­го поедают каждый день павшие воины в Вальгалле. Яблоки означают посмертный мир, куда попали эйнхе-рии. Масло, сахар и большие красные луковицы симво­лизируют валькирий, которые обслуживают воинов на посмертных пирах. Уксус, соль и перец связываются с ожиданием Последней битвы.

Нарезать капусту. Поджарить ветчину в сливочном масле до появления корочки. Выложить на тарелку. Слегка поджарить лук. Очистить и нарезать яблоки. Выложить все слоями в большую сковороду. Присыпать сахаром и сбрызнуть уксусом. Добавить сверху сливоч­ного масла. Тушить под крышкой около 40 минут.



Галина Бедненко. Школа рун


Горячее пиво «Радость скальда»

Пиво

• Яйца (четное число)
. Сахар (или мед)

• Гвоздика

• Корица

• Цедра лимона

Пиво символизирует брагу Одина, вдохновенный «мед поэзии». Яйца представляют дружинников, собрав­шихся выпить и пожрать у конунга. Сахар ассоциирует­ся с подарками, которые получает скальд, спев хвалеб­ную песнь конунгу. Гвоздика и корица означают еще более богатые подарки от подвыпившего конунга. Цед­ра лимона символизирует отказ рабыни конунга разде­лить подстилку с пьяненьким скальдом.

В большую эмалированную посуду выливают пиво, добавляют гвоздику, корицу, цедру и доводят до кипения. Вливают растертые с сахаром желтки. Непрерывно по­мешивая на слабом огне, доводят до загустения. Горячее пиво разливают в керамические кружки. Пьют, постуки­вая кружками друг о друга, о стол, о лоб собеседника.

Леченье «Волшебные наузы»

• Яйца — 3 шт.

• Сливочное масло — 125 г

• Сахар — 100 г
. Мука — 250 г

Наузы и есть наузы. Обычное колдовство.

Сварить вкрутую одно яйцо. Растолочь желток и сме­шать с двумя другими сырыми желтками. Добавить са­хар и взбивать в течение 15 минут. Добавить половину муки, затем растертое сливочное, масло, а затем остав-


Обрядовая кулинария 349

шуюся часть муки. Замесить тесто. Раскатать в длинную ленту, нарезать на куски произвольной формы и вели­чины и завязать их узлами любой величины и количе­ства. (Можно придать жгутам теста форму переплетен­ных змей и насечь ножиком рунические надписи.) Смочить узлы взбитыми яичными белками. Обвалять в сахарной пудре или сахаре, если вы не нанесли на них руны. Выпечь на смазанном сливочным маслом против­не в духовке.

Напиток «Молоко Хейдрун»

• Тёмное пиво — 20 г

• Молоко — '/2 чашки

. Сахар — 2 чайные ложки

• Яйца — 1 шт.

Этот напиток символизирует молоко козы Хейдрун, которая, стоя на крыше Вальгаллы, жует листья ясеня. Это молоко пьют эйнхерии. Мизерная доза напитка, данная здесь, показывает, что эйнхериев уже много, а молока Хейдрун мало.

Взбить пиво, молоко, сахар и яйцо.

Успокаивающий чай «Все спокойно, берсерк»

. Трава мелиссы — 3 части

• Цветки липы — 2 части

• Листья костяники — 1 часть (можно заменить плода­ми шиповника)

• Листья земляники — 1 часть

«Спи спокойно, берсерк» — это совсем другой напиток.


350 Галина Бедненко. Школа рун

Отрезвляющий напиток «Враги сожгут родную хату»

• Горькая настойка

• Растительное масло

• Черный жгучий перец

• Красный жгучий перец

• Сырой желток

Частенько пьяных викингов сжигали в доме враги. Этот напиток способен привести нетрезвого человека в чувство. Символы этого напитка предельно просты: сырой желток — богатство хозяина дома, которое отдавать жал­ко; растительное масло — вот-вот подожгут дом, жгучий перец — скоро станет очень-очень жарко; горькая настой­ка — не надо было так много пить.

Широкую рюмку ополоснуть изнутри несколькими каплями растительного масла до образования масляной пленки по всей поверхности. Влить сырой яичный жел­ток, добавить 20 капель горькой настойки, посыпать мо­лотым черным и красным перцем. Выпить одним глотком..

Если человек лежит и уже не шевелится, то сначала следует сделать ему двумя пальцами массаж десен над верхними зубами и под нижними передними. Не откры­вая ему рта, разумеется. Тогда даже самый пьяный викинг сможет встать, слабо передвигаться и немного реагировать на окружающее. Затем можно влить в него рюмку с этим напитком.

Свинина с цветами «Приход Фрейи»1

• Свинина (шейка или окорок свиньи, то есть мясо без костей) — 1 кг

• Кислица (свежие майские цветы и листья) — сколь­ко наберете

___ ____

1 Рецепт передан Ольгой Поволоцкой.

1


Обрядовая кулинария 351

• Красное сухое вино — I бутылка

• Приправы сухие: «хмели-сунели»: кориандр, сельде­рей, петрушка, базилик, перец красный горький, чес­нок, цветки бархатца, соль, пажитник голубой, чабер садовый (не путать с чабрецом)

. Или сухие «прованские травы»: базилик, розмарин, эстрагон, тимьян. К ним соль

• Толченые ягоды можжевельника

• Толченые кедровые орешки

. Сухая древовидная полынь (можно заменить сухим или свежим тархуном или сухим эстрагоном)

• Корень гравилата (можно заменить гвоздикой)

• Иссоп

• Свежая черемша (или лук-порей, в самом крайнем случае — зеленый лук)

• Свежий укроп, петрушка

Это блюдо готовится только весной, в мае. Свинья — животное, посвященное Фрейе. Красное вино — это опьянение любовью. Приправы — травы — означают все живое и растущее, радующееся приходу богини люб­ви. Цветы и листья кислицы придают блюду празднич­ность и красоту (вдобавок их можно есть).

Свинину натереть снаружи хмели-сунели (или про­вансальским набором трав), затем всеми остальными указанными травками и толчеными ягодами можжевель­ника. Разрезать вдоль всего куска на несколько частей и опять натереть приправами. Полить сухим красным вином и оставить на ночь.

Измельчить черемшу, укроп, петрушку. Заложить свежую зелень вместе с кедровыми орешками между кусками мяса. Весь кусок обвязать ниткой, чтобы не развалился. Завернуть в фольгу и поставить в духовку часа на два.

Вынуть, раскрыть и украсить цветками и листь­ями кислицы. Они втыкаются в прорези мясного кус­ка и кладутся сверху. Получается очень красиво и вкусно.



Галина Бедненко. Школа рун


Десерт «Муспелльхейм и Нифльхейм»

• Вишня — 400 г

• Сливочное масло — 20 г

. Сахарный песок — 2 столовые ложки

• Коньяк — 1 стакан

• Вишневая наливка — 2 стакана
. Ванильное мороженое

Горящие вишни в карамели и алкоголе символизиру­ют вечный пожар Муспелльхейма — Мира Огня в скан­динавской мифологии. Холодное ванильное мороженое символизирует Мир Льда — Нифльхейм. Из них роди­лось все живое. Если при подаче блюда на стол помес­тить мороженое в посуду с горящими вишнями, то это может ассоциироваться либо с созданием мира, либо с разрушением его при конце света — Гибели богов, когда сыны Муспелля уничтожат наш нынешний мир.

Вынуть косточки из вишен. Слить сок. В эмалиро­ванную посуду положить масло, растопить на огне, до­бавить сахар и приготовить карамель. Снять с огня. Добавить вишни, размешать и прогреть их на огне. До­бавить коньяк. Снять с огня. Стенки посуды смазать маслом. В отдельной посуде подогреть вишневую налив­ку (или замену ее), залить ею ягоды и поджечь. Горя­щие вишни подавать с ванильным мороженым. Или рядом поставить хрустальную вазочку с ванильным мо­роженым.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гейман Н. Американские боги: Роман / Пер. с англ. А.А. Комаринец. М.: ACT, Ермак, 2003.

2. Тура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. (Традиционная духовная куль­тура славян: Современные исследования).

3. Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. М.: РГГУ, 2000.

4. Дикманн X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Ска­зание и иносказание. Приложение: Методы аналитической психологии (Главы из книги) / Пер. Г.Л. Дроздецкой и В.В. Зеленского. СПб.: Академический проект, 2000J

5. Исландские саги / Под ред. М.Н. Стеблин: Каменского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956,

6. Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семе­нова. Киев: София, 1997.

7. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

 

8. Кроули А. Магия в теории и на практике. М.: Локид Миф, 1998.

9. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения: ру­ководство по интерактивной имагогике. М.: Изд-во Институ­та психотерапии, 2002.

 

10. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

11. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: Совет­ская энциклопедия, 1980.

12. Осипов А.Г. Образ Мирового Древа в представлениях человека в Западной Европе: Раннее и классическое средне­вековье / Дипломная работа студента 5-го курса кафедры все-



Галина Бедненко. Школа рун


обшей истории факультета архивного дела Историко-архивно-го института (РГГУ), 1997.

13. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Acadcmia, 1928.
(Электронный адрес htip: // www.fcb-web.ru/fcb/skazki/critics/
pms/PMS-001-.htm).

14. Рождаль Э, Мир викингов: Викинги дома и за рубежом / Пер. с дат. Ф.Х. Зол отаре вс ко и. СПб.: Всемирное слово, 2001.

15. Старшая Эдда / Пер. А.И. Корсуна. СПб.: Азбука-клас­сика, 2001.

16. Старшая Здда. Корни Иггдрасиля / Сост. и отв. ред. О. Смирницкая. М.: Терра, 1997.

17. Стурлусон С. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ладомир, 1994.

18. Стурлусон С. Круг земной / Изд. подготовили А.Я. Гу-ревич, Ю.К. Кузьмепко, О.А. Смирницкая, М.И. Стсблин-Камснский. М.: Наука, Ладомир, 1980

19. Стюарт В. Работа с.образами и символами в психоло­гическом консультировании / Пер. с англ. Н.А. Хмелик. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 384 с. (Библиотека психо­логии и психотерапии, вып. 56).

20. Тацит. О происхождении германцев / Корнелий Тацит. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Малые произведения. СПб.: Наука, 1993.

21. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб: Алетейя, 1998.

22. Юнг К.Г. Вотан // Юнг К.Г. Юнг о современных мифах/ Пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1994. С. 218—220.

23. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.

24. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательно­го // К.Г.Юнг. Архетип и Символ. М., 1991.


___________________________________ 355

ОГЛАВЛЕНИЕ

О книге.......................................................................................................... 5

Введение в скандинавскую цивилизацию......................................... 6

Общегермаиская предыстория.............................................................. 7

Переселение народов.............................................................................. 9

Языческая религия................................................................................. 10

Скандинавская экспансия: традиционный взгляд........................ 11

Цивилизационный подход к истории:

теория «Вызовов» и «Ответов»..................................................... 13

Часть первая

ЗНАКОМСТВО СО СКАНДИНАВСКИМИ БОЖЕСТВАМИ

Глава 1. Один — бог вдохновения, магии

и безумия битвы................................................................... 17

Глава 2. Тор — громовержец, защитник и богатырь................... 29

Глава 3. Фрея — богиня любви,

творчества и магии.............................................................. 36

Глава 4. Фрейр — бог мира, любовной

страсти и магии.................................................................... 45

Глава 5. Хеймдалль — страж миропорядка,

первопредок и мудрец........................................................ 53

Глава 6. Локи-трикстер: посредник,

культурный герой, злодей и жертва............................... 58

Глава 7. Норны — богини судьбы................................................... 66


356 Галина Бедненко. Школа рун

Часть вторая ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Глава 8. История рунического письма........................................... 77

Глава 9. Старший Футарк: значение символов

и деление на атты. Прямое, зеркальное

и перевернутое положение рун....................................... 84

Глава 10. Разделение рун на графические элементы................. 103

Глава П. Составление собственной галереи рун........................ 116

Глава 12. Изготовление рунического

набора и полотна.............................................................. 118

Глава 13. Символическая последовательность

рун Старшего Футарка.................................................... 122

Глава 14. Составление своей рунической истории.................... 141

Глава /5. Диагностический расклад «Картина мира»............... 149

Глава 16. Диагностический расклад «Девять миров»................ 156

Глава 17. Теория гадания.................................................................. 168

Глава 18. Техника раскладов. «Колодец норн».......................... 175

Глава 19. Ситуативные расклады................................................... 184

Глава 20. Составление талисманов.

Работа со сказками.......................................................:.. 191

Глава 21. Изготовление талисмана.

Материал и метод............................................................. 196

Глава 22. Рунические формулы. Рунескрипты............................. 202

Глава 23. Комплемептарность рун порядковых триад............. 205

Глава 24. Руническая вязь.................................................................. 210

Часть третья ГРУППОВАЯ ПРАКТИКА

Глава 25. Возрождение и идеология скандинавского

неоязычества...................................................................... 216

Глава 26. Календарь и праздники

северного неоязычества.................................................. 231

Глава 27. Неоязыческий пантеон:

боги и атрибутация.......................................................... 246

Глава 28. Неоязыческий.пантеон:

богини и атрибутация..................:................................. 265


Оглавление 357

Глава 29. Мифодрама «Мировое Древо

ясень Иггдрасиль»............................................................. 281

Глава 30. Мифодрама «Жертвоприношение Одина»................. 296

Глава 31. Скальдичсское искусство................................................ 306

Глава 32. Техника составления скальдических стихов............. 324


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.067 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал