Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Птица: сокол.
Цвета: традиционно — алый и золотой; возможно, также синий (индиго). Металлы: драгоценные. Оружие: топор (орудие наказания): ВЁЛУНД Вёлунд — единственный, кроме Браги, бог-творец скандинавского пантеона. Поэтому только к нему могут обращаться творцы и ремесленники. Он чуток ко вся- Групповая практика 265 кому вдохновению и помогает превращать простой природный материал в произведения искусства. Он, однако, не может помочь в общении и взаимодействии с людьми. Рунический сигель: как первый вариант предложим перевернутую Фе (физическое увечье) и Уруз (сила, мощь). Вторым вариантом будет Манназ (устройство «своего мира») в окружении прямой и зеркальной Туре (испытаний выбранных и неожиданных). В обоих случаях именно преодоление ущерба становится силой бога-кузнеца. Сфера проявления в мире: искусство, ремесло, творчество (кроме устного). Способ проявления в себе: занятия всем перечисленным. Камень: все, ценные. Металл: все, пригодные. Оружие: любое заколдованное. Текст: «Песнь о Вёлунде». Глава 28 НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН: БОГИНИ И АТРИБУТАЦИЯ Здесь мы предлагаем краткое описание образов богинь, какими они предстают в современной языческой традиции. Больше всего из древних источников мы знаем о Фрейе, Фригг, Скади и, пожалуй, Хель. О других богинях нам практически ничего не известно. Мы знаем лишь еще несколько имен богинь, упоминаемых Снор-ри Стурлусоном, но их специфика остается не совсем понятной. Поэтому представленные здесь описания и атрибутация являются попыткой найти контакт с этими малопонятными богинями. Безусловно, это описание Галина Бедненко. Школа рун неполно, да и не претендует на полноту. Но это наиболее полная, здравая и «рабочая» на настоящий момент картина неоязыческих представлений о скандинавских богинях. Также мы постарались определить сферу деятельности каждой богини, покровительства и проявления этого божества в мире. Отдельно указан (если он существует) способ проявления или существования архетипа богини в женщине и/или его почитания. Мы должны уметь видеть, что в нашем мире относится или может относиться к тому или иному архетипу. В то же время есть божества строго функциональные, которые не могут быть представлены в виде человеческого архетипа. Эти богини тоже здесь представлены. Для проведения обрядов дана необходимая атрибутика каждой богини: животное, предметы, еда, напитки, текст. Предлагаемая атрибутика животных или деревьев является частью в той или иной степени сложившейся системы, принятой в практике современных язычников. Тексты — то, что можно читать во время обряда для усиления образа бога или богини. Мы не думаем, что каждому божеству необходимо приписывать какие-то цвета. Они интуитивно понятны каждому человеку, и у каждого, особенно в конкретной ситуации, могут быть свои особенности и предпочтения. Перечень скандинавских богинь идет от более известных к менее известным. Так становится понятно, какие образы лучше проработаны. Очень удачными из малоизвестных богинь мне показались образы Эйр и Саги. Не очень понятными остаются функции Сив, Ге-вьон и Фуллы. Богиня Сюн кажется предельно ясной, но пока что она оказывается скорее духом-покровителем и защитницей, нежели архетипом богини, который можно увидеть в мире и пробудить в себе. Это божество функциональное. Некоторые авторы и общины предлагают пользовать простые графические символы богов и богинь, вроде «сердечка» для Фрейи, спирали, символизирующей кручение веретена, для Фригг и др. Мне такой метод Групповая практика кажется неэффективным. В наше время и в нашем мире слишком много подобных простых символов, слегка ассоциирующихся с тем или иным объектом. Они уже не несут магической нагрузки (каковая вполне могла иметься в древние времена). Поэтому я предлагаю рунические сигели — они осмысленны и соответствуют современной магической традиции. ФРЕЙЯ О Фрейе очень подробно было рассказано в одной из первых глав этой книги. Здесь добавим лишь то, что в современной неоязыческой традиции у Фрейм выделяют стадию ведьмы — Хейд. Это период, когда женщина лишается красоты, способности и желания иметь любовников, страсти к золоту и украшениям. Вместо этого она приобретает мудрость и развивает магические способности. Конечно, это влияние викканских воззрений о стадиальной жизни женщины как Девы, Женщины и Старухи. И тем не менее, это соответствует реальной жизни. Интересен и другой момент: юнгианский аналитик Джин Шинода Болен полагает, что, когда боги-асы пообещали отдать Фрейю великанам в обмен на строительство Асгарда, это символизировало то, что ради устройства патриархата мужчины готовы расплатиться за это способностью к любви. То же было и с молотом Тора. Галина Бедненко. Школа рун Когда Тор и Локи хотели обменять Фрейю на Торов молот, они тем самым собирались отдать способность богов любить в обмен на обретение ими силы. Рунический сигель Фрейи: основная руна — Эваз — правильный верный ритм, что необходимо для сфер проявления Фрейи, как в шаманстве, так в размерах любовных стихов. К ней в центре прицеплена руна Одаль — руна рода, земли и предков. Колдовское умение могло наследоваться в семье. Любовные отношения тоже так или иначе связаны с семьей и родом. Считалось, что люди возрождаются в своем же роду. И для прояснения этого использовали женскую магию Фрейи. Эта же фигура — Одаль — здесь перерастает в Ингуз — руну бога Ингви-Фрейра. Таким образом подчеркивается связь Фрейи и Фрейра. Основные черты богини — ее женственность без материнства (Беркана) и свойство приумножать богатство (Фе). Горизонтальная Перт {коллективное и индивидуальное бессознательное) поддерживает Беркану, Фе и Одаль и дает им свободу с «той стороны», с «изнанки» этого мира. Это колдовская связь этого мира и всех иных. Основная руна Эваз плотно стоит на «ногах», поддержанных рунами Альгиз (обратной — это связь с землей, иногда Нижним Миром, иногда миром предков) и И ваз (критической, маргинальной ситуацией, где существует всего один выход). Это как нельзя лучше подчеркивает существенность опыта, исходящего от Фрейи, но и его опасность (что касается и колдовства, и любовной страсти). В творчестве это — нахождение единственно верного способа создания данной конкретной вещи как шедевра. Сфера проявления богини в мире: любовные отношения, любовная поэзия; быстрое приумножение состояния, шаманские практики (включая оборотничество); творчество при создании полезных предметов. Способ проявления в себе: любовные связи, любовная поэзия; колдовство (женского типа); игра в азартные игры на деньги; изготовление роскошных и полезных предметов; шаманские практики; реальные путешествия (для женщин — либо в одиночку, либо в женской же компании). Групповая практика • Предметы: золотые и янтарные украшения, особенно пояса и ожерелья; изделия из янтаря; косметика на основе биозолота. Дерево: бузина. Растения: шиповник, золототысячник. Животное: кот, рысь, свинья. Еда: свинина. Напитки: сладкие напитки, ягодные ликеры, некоторые немецкие вина. Отдельный ликер, как полагают, особенно придется по душе Фрейе. Это Danziger Goldwasser и ему подобные «золотые» ликеры. Текст: «Песнь о Хюндле». ФРИГГ Фригг в современной традиции также рассматривают как Богиню-Мать. В постхристианском мире у людей все еще остается склонность в основных божествах видеть больших Родителей. Поэтому христианского Бога Отца многие пытаются сменить на Богиню-Мать. Однако в язычестве далеко не все так просто. Например, Фригг — это мать и защитница. Но она — мать своего сына. У нее нет дочери. Она никак не символизирует женскую семейную традицию. Она становится защитницей порядка в своем обществе, в пику зачинщику распрей — Одину. Поэтому она всегда поддерживает существующий социальный порядок. И нет в ней ничего от плодовитых и щедрых средиземноморских богинь плодородия. Она не дарительница, а защитница. Однако у Фригг, как и у Фрейи, есть своя оборотная сторона. И динамика различий тут гораздо шире. На континенте Фригг. становится фрау Хольдой — Зимой, Галина Бедненко. Школа рун Предводительницей Дикой Охоты, вместе со своим мужем — Воланом. Рунический сигель: две основные руны — Беркана (женская защита, покровительство) и Одаль (дом, род, семья). При этом Беркана больше по размеру, она как бы «выращивает» Одаль. К Беркане прицеплена зеркальная Перт и зеркальная же Ансуз — так выражается то, что Фригг все знает и провидит, но ничего не говорит. Также это неявная оппозиция поведению и качествам ее мужа Одина, который бедокурит везде, где появляется. В основную часть знака оказываются вписаны Иваз и две Тюр. Но заметной роли они здесь играть не могут, и от них ничего особенного не требуется. Я осознаю, что можно придумать и лучший вариант сигеля для Фригг. Однако мне очень нравится вариант сигеля для Фригг в роли фрау Хольды: Здесь полностью забыта «охрана материнства и детства». Дама становится холодной, безжалостной (зеркальная Беркана), непредсказуемой (прямая Перт) и склонной к насильственным действиям (Науд).и прямым высказываниям (Ансуз). Сфера проявления богини в мире: супружеские отношения (как партнерство, так и разногласия), отношение матери к сыну, вещие сны; благословение воинов; установление мира; социальный порядок, защита материнства и детства; домашняя работа. Способ проявления богини в себе: жизнь с непредсказуемым супругом; наличие любимого сына, вызволение сына (или его ровесников) из опасных мест и состояний («солдатские матери» — типичные Фригг); благословение воинов; культивирование вещих снов, развитие предчувствия; примирение; запланированная Групповая практика беременность; строительство и обустройство дома; вся домашняя работа. Предметы: связка ключей на цепочке, прикрепленная к нагрудной фибуле; пояс с полезными предметами и амулетами; веретено и другие предметы для рукоделия; серебряные украшения с полированным горным хрусталем. Животные: гуси, овцы, коровы. Дерево: береза, липа. Растения: лен, пустырник, тысячелистник и все растения, влияющие на женские репродуктивные органы. Еда: баранина, гусятина. Напитки: глюгг (который подают в День святой Лю-ции) — молоко, подогретое с корицей. Текст: «Речи Гримнира» (начало), «Речи Вафтрудни-ра» (начало), «Сны Бальдра». Праздники: 13 декабря (День святой Люции). СКАДИ Скади — богиня-охотница и мстительница. Примечательна еще тем, что развелась с мужем. В современном мире ее рассматривают как покровительницу независимых женщин, а также матерей-одиночек. Однако для последнего нет оснований: Скади не была матерью. И особого расположения женщинам она не оказывала. Скорее она помогала мужчинам: своего пасынка Фрей-ра она жалела и сочувствовала ему, когда он влюбился в Герд и только благодаря угрозам своего посредника добился своего. Такая богиня не станет жалеть матерей-одиночек1. Скади не ищет общества женщин — наоборот, она старается общаться с мужчинами и наравне с ними участвовать в мужских делах. Поэтому женщинам трудно добиться от нее сочувствия. Однако карьерному успеху и процветанию, возможно, она и сможет помочь. 1 Если только сама мать-одиночка не была смелой воительницей, случайно забеременевшей от соратника. Галина Бедненко. Школа рун Кроме того, ее считают богиней справедливости. Как и греческая Афина, с которой она в чем-то сходна, Скади была женщиной без матери1. Поэтому мы можем предположить, что Скади будет защищать патриархат-ные порядки и соответственную справедливость. Впрочем, для скандинавской культуры это не было столь уж важным предметом спора (наподобие важной дискуссии, кто больше виноват — убийца отца или убийца матери), как для древнегреческой. К Скади, скорее, полезно обращаться дочерям матерей-одиночек и разведенных матерей, женщинам, которые не знали своего отца. Тут эта богиня может помочь найти хотя бы «спиритуальную» связь с отцом. Кровь, как говорится, не водица... И это оказывается очень важным. I Рунический cm ель: самый сильный элемент здесь — руна Тюр. Неудивительно: ведь богиней Скади движет прямолинейное, настойчивое и жесткое упрямство и уверенность в собственной правоте. Обратная Берка-на здесь символизирует отказ от женских проявлений, расцвета и роста, перерастания своего прежнего «я», в конце концов. Райдо тем не менее показывает, что Скади всегда находится в пути, на своей собственной дорожке. Сфера проявления богини в мире: лыжные гонки, путешествия в горах, охота, мужские виды деятельности. Способ проявления в себе: участие в лыжных гонках, мужских видах деятельности; охота, горные путешествия; сравнивание всех мужчин с собственным отцом; развод и разъезд с мужем; мстительность; независимая и самостоятельная жизнь. 1 Во всяком случае, о ее матери ничего не известно. Групповая практика Предметы: необходимые в походе предметы, лыжи, лук и стрелы. Украшения и изделия из горного хрусталя, также сами камни. Говорят, что Скади также соответствует черный змеевик, но я такого камня не встречала. Животные: волк, горный козел. Птица: орел. Деревья: карликовые березки, елки. Еда: все, что может быть убито и съедено в лесу и горах1. Напитки: грог-; водка со льдом в хрустальных стопках. ЭЙР Богиня Эйр — целительница, «никто лучше нее не врачует». Есть упоминания о горе Лифья («Lyfja»), взобравшись на которую любая женщина исцелится. Там обитают некие девы Хлиф («защита»), Блид («блаженная, беспечная») и Фрид («прекрасная, мирная»), а также сама Эйр («пощада, милость»). < > П Сейчас люди все больше обращают внимание на Эйр в своей религиозной практике. Полагают, что она покровительствует всем, кто занимается целительством души и тела. В большей степени ей соответствуют мягкие способы лечения: гомеопатия, ароматерапия, трав-ничество, массаж, а также психотерапия. Лесник не считается. Галина Бедненко. Школа рун Для Эйр жизнь не является большим подарком, а смерть — большим огорчением. Понимание Эйр приходит женщинам во время специальных медитаций. И каждая способна понять о ней что-то свое. Рунический сигель: его лучше всего делать в виде под-вески-лунницы. Тогда Йару (смена времен года, одних циклов другими) оказывается основой, на которой покачивается, как на весах, вес остальное: Лагуз (течения, направления, потоки, тенденции, предрасположенности, склонности), Уруз (витальная сила) и Беркана (рост и защита взращенного). Сфера проявления богини в мире: целибат для женщин, терапия (особенно психосоматическая), нетрадиционная медицина. Способ проявления богини в себе: целительские практики, медитация, изучение свойств камней и трав, уединение. Способ почтить богиню: визит к психотерапевту, массажисту, гомеопату и пр.; баня или сауна (без мужчин). Животные: корова. Дерево: береза. Предметы: необожженная глиняная чаша, каменная ступка, керамические бусы. Напиток: родниковая вода. Еда: никакого мяса, молока, алкоголя, садовых фруктов, овощей или специй. Только каша на воде, дикие ягоды и мед. САГА Сага — богиня, сидящая в своем подводном замке вместе с Одином. Там они пьют мед из золотых чаш. Очевидным образом, она связана с рассказыванием и запоминанием историй. Рунический сигель: тут я выбрала удвоенную Ансуз (речь, передача информации, вдохновение) или Ансуз с Лагуз (течение, поток, тенденции). Нам мало что известно об этой богине, и все сохранившиеся сведения неразно- Групповая практика образны. Поэтому и знак такой простой. Здесь представлен.вариант Ансуз с Лагуз. Сфера проявления богини в мире: устные рассказы и литературное творчество. Способ проявления богини в себе: рассказанные, услышанные, прочитанные или написанные истории. Способ почтить богиню: пить вместе с собеседником хмельной мед или десертное вино из золотых (золотого цвета) чаш и рассказывать истории. Текст: любая устно рассказанная сага. идунн Богиня Идунн — обладательница золотых яблок. Эти яблоки и она сама символизируют способность к возрождению, обновлению мира. В душе человека это юность души, радость и непосредственность открытия мира день за днем или после тяжелых испытаний. В современной традиции Идунн ассоциируется с возрождением веры в языческих богов. Яблоки — также символ смерти. Потому яблоки Идунн — это жизнь после смерти, посмертное существование, быть может перерождение, а также позитивная связь с иным миром. < > Сигелем богини может быть руна Йару. Сфера проявления богини в мире: духовные течения, возрождение старых традиций. Способ проявления богини в себе: интерес к вышеперечисленным общественным течениям и участие в них. 276 Галина Бедненко. Школа рун Способ почтить богиню: обряды в честь богов, ритуалы, разыгрывание мифов. Еда: вряд ли могут быть какие-то особые указания, но можно сосредоточиться на всем, что готовят из яблок. Напитки: яблочный сок, кальвадос, настойка на яблочной мяте. СИВ Сив известна своими длинными золотыми волосами. Предполагается, что ее золотые волосы — это метафора злаков, а лишение волос — символ жатвы. Зрелые колосья похожи на золотые волосы Сив. А летние молнии — проявление активности супруга Сив, Тора. Волосы Сив — сокровище всех богов, это знак жизненной силы и целостности. Поэтому Сив, наряду с Фрейей, вечно пытаются похитить великаны. Не исключено даже, что именно Сив из-за своих волос считалась прекраснейшей. Так или иначе, Сив была или постоянно могла оказаться жертвой. Локи отрезает ей волосы. За нее вступается муж Тор — защитник, но и агрессор. Локи заявляет, что был ее любовником, — возможно, именно поэтому он и отрезал ей волосы (так поступали с неверными женами). Это образ беззащитной и оберегаемой женщины, то жертвы, то спасенной. Способ проявления богини в себе: умение и способ найти себе защитника; жизнь с мужем, за которым «как за каменной стеной»; жизнь с мужчиной — защитником и насильником одновременно; переживание потери, ут-1 раты, а затем исцеление. Сигель богини: вязь из перевернутой Фе, Альгиз и Берканы символизирует здесь цикличность состояния
Групповая практика. 277 земли и женщины, пробуждение от зимнего холода и постепенная отдача себя радостно принимающему миру. Дерево: рябина. Растения: весенние цветы. Предметы: янтарные украшения. Еда: ячменные лепешки с маслом и медом; ягодный штрудель. СОЛЬ (СУННА) Это богиня Солнца. Лучи Солнца также могут принести смерть как благословение (при тяжкой болезни). Сунна — источник света и жизни. В северных широтах она представляется нежной девушкой, в более южных широтах (где, тем не менее, чудным образом чтут северные традиции) она видится похожей на великаншу или яркую огненноволосую красавицу. I Сигель: конечно, руна Совелу, причем в архаическом варианте. Животные: два коня; два волка. Птица: петух.
|