Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Общая характеристика учебного предмета
Горнолыжный спорт (вид спорта) – сложнокоординационный, скоростно-силовой вид спорта, основанный на спуске на горных лыжах за более короткий промежуток времени по специальным трассам, проложенным в горах, с прохождением расставленных в определенном порядке контрольных ворот в соответствии с правилами. История горных лыж насчитывает более сотни лет. Он возник в середине XVIII в. в Скандинавии. Горные лыжи популярны, как вид активного отдыха миллионов людей по всему миру. Традиционно этот вид спорта наиболее развит в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Швейцария, США, Германия. Первые правила соревнований по горным лыжам были предложены в 20-е годы XX в. англичанином А. Лунном, который в 1922 г. организовал в швейцарском местечке Муррен первые официальные соревнования по слалому. Первый в истории учебник по горным лыжам был выпущен в самом конце XIX века (1896 г.) австрийцем Матиасом Здарским, в котором он обобщил все имеющиеся на тот момент достижения: технику спуска с применением " упора" (плуга), обосновал необходимость создания более жестких ботинок и прочных креплений, описал перспективы развития этого вида спорта и изложил основные методы обучения. Это был человек, который впервые документально оформил все имеющиеся сведения и положил начало написания учебных пособий по горнолыжному спорту. Можно сказать, что с этого момента горные лыжи из народной забавы стали превращаться в серьёзный вид спорта. Горнолыжный спорт – вид спорта, включенный во Всероссийский реестр видов спорта под номером-кодом 0060003611Я. Дисциплины горнолыжного спорта: - скоростной спуск 0660013611Я - супер-гигант 0660023611Я - слалом-гигант 0060033611Я - слалом 0060043611Я - комбинация 0060053611Я - параллельный слалом 0060063811Я - супер-комбинация 0060083811Л - троеборье 0060073811Н Первенство мира по горнолыжному спорту регулярно проводится с 1930 г. С 1936 г. он включен в программу зимних Олимпийских игр.
Суть обучения спускам на горных лыжах - это последовательная система изучения (теория + практика) упражнений и приёмов, постепенное овладение которыми создаёт необходимую базу двигательных умений и навыков, чувства равновесия, ориентировки и координации движений, открывающих путь к овладению совершенной техникой красивых и безопасных спусков с гор на лыжах. Учебный процесс основан на последовательном формировании технических навыков и рефлексов, которые создают необходимую двигательную базу для овладения в дальнейшем более сложными элементами. В основные обучения катанию на горных лыжах лежат следующие принципы: · от известного к неизвестному; · от общего к частному; · от простого к сложному; · не делать одно упражнение слишком долго или слишком мало; · усложнять упражнения постепенно, обучать в соответствии с методикой; · повороты тренировать в обе стороны; · усложнять повороты, изменяя скорость, радиус, склон; · объяснять и корректировать основные ошибки сразу, но не более 2-х за один раз; · разнообразие движений и упражнений в обучении.
Занятия по горнолыжному спорту проводятся на горнолыжной трассе, представляющей собой специально подготовленный участок склона с определенным профилем, оснащенный необходимыми техническими устройствами для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по горнолыжному спорту и обеспечивающий возможность безопасных спусков. Действует система, классифицирующая трассы (по уровню сложности) по следующим категориям: · «зеленая» — для начинающих; · «синяя» — низкого уровня сложности; · «красная» — среднего уровня сложности; · «черная» — высокого уровня сложности. Кроме указанных трасс, в любом горнолыжном комплексе выделяют в стороне от основных трасс места для катания новичков и детей («детский клуб», «лягушатник», пр. названия).
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности Программа включает в себя три основных раздела: · «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности); · «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности); · «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности). В разделе «Знания о физической культуре» представлены история олимпийского движения в мире и России, основные термины и понятия горнолыжного спорта и история его развития, востребованность в современном обществе. В этом разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, а также требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел взаимосвязан с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: - организацию и проведение занятий горнолыжным спортом с учетом возраста обучающихся, особенностями их физиологического развития и физической подготовленности; - условия соблюдения требований техники безопасности; - правила выбора и подготовки мест для занятий; - информацию об инвентаре и одежде для занятий горными лыжами. Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами горнолыжного спорта и включает в себя несколько направлений: - «Физкультурно-оздоровительная деятельность»; - «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»; - «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью». «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся (освоение техники безопасности в том числе). «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и специальной технической подготовки обучающихся, оосвоение ими начальных навыков и приёмов катания на горных лыжах. «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» ориентирована на совершенствование техники упражнений и приёмов катания. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа предполагает три этапа обучения, в которые включены 10 уровней подготовки, - по степени сложности выполняемых упражнений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Содержание обучения в рамках каждого этапа, уровни подготовки и место проведения занятий (категория горнолыжной трассы) соответствуют определённому возрасту обучающихся (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2): · I (начальный) этап обучения (1-3 уровни подготовки) – 1-4 классы; · II (общий) этап обучения (4-7 уровни подготовки) – 5-9 классы; · III (продвинутый) этап обучения (1-3 уровни подготовки) – 10-11 классы.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ При планировании занятий горными лыжами, как 3-ий урок физической культуры (в качестве вариативной части), на I этапе обучения (1-4 классы) отводится 52 часа: в 1-2 классах – по 10 часов, в 3-4 классах по16 часов; на II этапе (5-9 классы) - 80 часов (по 16 часов в каждом классе); на III этапе (10-11 классы) - 32 часа (по 16 часов в каждом классе). Программа также может использоваться в рамках дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (напр.: в работе школьных спортивных клубов по направлению «Горнолыжный спорт». Обучение катанию на горных лыжах по Программе организуется с обучающимися общеобразовательных организаций, не имеющими медицинских противопоказаний.
|