Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение геометрической картины зацепления эвольвентных зубьев.






Рассмотрим внешнее эвольвентное зацепление (рис.3.3).

Эвольвента окружности получается, если по неподвижному кругу данного радиуса перекатывать прямую без скольжения. Любая точка этой прямой прочертит эвольвенту в плоскости круга. Окружность, по которой перекатывается прямая, называется основной окружностью, а прямая – производящей прямой.

Пара зубчатых колес, находящихся в зацеплении, всегда имеет соприкасающиеся окружности, которые при вращении этих колес перекатываются друг по другу без скольжения. Эти окружности касаются в полюсе зацепления П и называются начальными (r, мм).

Окружность изготовленного зубчатого колеса, по которой производится деление цилиндрической заготовки на z равных частей, называется делительной окружностью, где z- число зубьев зубчатого колеса. Зубчатые колеса, нарезаемые без смещения режущего инструмента, называются нулевыми. У нулевых зубчатых колес начальный r (мм) и делительный r окружности совпадают. Окружность, ограничивающая вершины готовых зубьев, называется окружностью выступов (rа , мм).

Рис.3.3.

 

Окружность, ограничивающая глубину впадин со стороны тела колеса, называется окружностью впадины (rf). Расстояние между двумя одноименными точками двух соединенных зубьев, измеренное по делительной окружности, называется шагом зацепления Pt (мм).

Отношение Pt/p называется модулем зацепления и обозначается m:

мм

Модуль зацепления является основным геометрическим параметром зубчатого зацепления. По известному модулю и числу зубьев можно определить все остальные геометрические параметры зубчатого колеса.

Коэффициентом торцевого перекрытия называется отношение длины k (мм) дуги зацепления к длине шага Pt (мм) по начальным окружностям колес:

.

Длина дуги зацепления k (мм) определяется по формуле:

(мм),

где AB – длина активной части линии зацепления. Тогда коэффициент торцевого перекрытия:

Коэффициент перекрытия характеризует собой плавность работы зацепления и показывает число пар зубьев одновременно находящихся в зацеплении.

Коэффициент перекрытия может быть определен аналитически по формуле:

,

где ra1, ra2 – радиусы окружностей выступов соответственно шестерни и колеса;

rO1, rO2 – радиусы основных окружностей соответственно шестерни и колеса;

– межосевое расстояние;

Pt – шаг зубьев;

a – профильный угол инструментальной рейки.

 

Дано:

число зубьев шестерни z4=24;

число зубьев колеса z5=23;

модуль зацепления m=25.

Радиусы (r, мм) делительных (начальных) окружностей:

(мм);

(мм);

(мм).

 

Радиусы основных окружностей (rO, мм):

(мм), a=20°;

(мм);

(мм).

Радиусы (ri, мм) окружностей впадин:

(мм);

(мм);

(мм).

Радиусы окружностей выступов (ra, мм):

(мм);

(мм);

(мм).

Шаг зубьев (P, мм) по делительной окружности:

(мм);

Pt=3, 14.25=78, 5 (мм).

Высота головки зуба (ha, мм):

(мм).

Высота ножки зуба (hf, мм):

(мм);

h f =25.1, 25=31, 25 (мм).

Высота зуба (h, мм):

h=ha+h f (мм);

h=25+31, 25=56, 25 (мм).

Толщина зуба по делительной окружности (St, мм):

(мм);

(мм).

Межосевое расстояние (, мм):

(мм);

(мм).

 

 

Коэффициент перекрытия:

;

 

 

3.2. Построение геометрической картины зацепления эвольвентных зубьев.

Выбираем масштабный коэффициент длины, исходя из условия, чтобы высота зуба на чертеже была не менее 50 мм

,

где m – модуль зацепления, мм;

z4 – число зубьев колеса 4;

О4П – отрезок на чертеже (мм), изображающий радиус делительной окружности.

 

Вычерчиваем профили зубьев в следующей последовательности:

а) На линии центров полюсов от точки П (полюса зацепления) откладываем радиусы начальных окружностей r4 и r5 и проводим эти окружности.

б) Строим основные окружности радиусами rо4 и rо5. Проводим прямую N1N2 являющуюся теоретической линией зацепления. Для этого проводим радиусы основных окружностей под углом a=20° к прямой, соединяющей центры колес. Эти радиусы в пересечении с основными окружностями дадут точки N1 и N2. Если центры колес выходят за пределы чертежа, построение ведут в таком порядке: строим прямую КК, касательную к начальным окружностям; от нее проводим прямую под углом a=20°. Эта прямая будет касаться основных окружностей в точках N1 и N2.

в) Строим эвольвенты, которые описывает точка П прямой при перекатывании ее по основным окружностям. При построении эвольвенты первого колеса (шестерни) отрезок N1П делим на 4 равные части (П-1, 1-2, 2-3, 3-N1) и точки П, 1, 2, 3 переносим на дугу основной окружности, получаем точки П′ 1′ 2′ 3′.Затем из точек 1′ 2′ 3′ N1 строим дуги радиусами 1′ -П′, 2′ -П′, 3′ -П′, N1-П′ соответственно. Полученная кривая является эвольвентой.

В той же последовательности строим эвольвенту для второго зубчатого колеса.

г) Строим окружности выступов обоих колес ra4 и ra5. Для более точного построения целесообразно отложить с использованием масштабного коэффициента длины ml высоты головок на линии центров колес от точки П.

Построив окружности выступов, найдём точки их пересечения с соответствующими эвольвентами – крайние точки на профилях головок.

д) Строим окружности впадин колес радиусами rf4 и rf5. Здесь также целесообразно предварительно отложить высоты ножек с использованием масштабного коэффициента длины от точки П.

Полный профиль ножки зуба состоит из эвольвентной части и переходной кривой (галтели), которая соединяет эвольвентную часть с окружностью впадин. Профиль ножки у основания зуба строим следующим образом: из центра вращения колеса О4 проводят радиус О4О' до начала эвольвенты, а затем у основания зуба делают закругление радиусом rfm''= 9, 4 мм.

е) От точки П откладываем на делительной окружности дуги: влево È ПЕ и вправо È ПF, равные каждая длине шага Pt. От точек П, Е и F влево откладываем дуги È ПМ, È ER, È FH, равные каждая толщине зуба по делительной окружности.

Делим дуги ПМ, ER и FH пополам. Соединяя полученные точки на делительной окружности с центром О1, получаем оси симметрии зубьев. После этого копируем эвольвенту и, поворачивая её строим остальные зубья. Аналогично строим 3 зуба второго колеса.

 

Список использованной литературы:

 

1. Прикладная механика. Геометрический синтез планетарных зубчатых передач с использованием ЭВМ. Методические указания к курсовому проекту. /Осипов Ю.Р., Лукичев Н.Г. – Вологда: ВоПИ, 1991.

2. Прикладная механика: Методические указания к курсовому проекту. Геометрический синтез цилиндрической прямозубой эвольвентной зубчатой передачи на ЭВМ /Н.Г. Л. Лукичев, Ю.Р. Осипов. – Вологда: Вопи, 1990.

3. Анурьев В.Н. Справочник конструктора-машиностроителя, 6-е изд. – М.: Машиностроение, 1982 г. т.1 – 728 с.; т.2 – 594 с; т.3 – 576 с.

4. Иванов М.Н. Детали машин. 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1984

5. Иванов М.Н. Детали машин. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1976, 399 с.

6. Буланов А.В., Палочкина Н.В., Часовников Л.Д. Методические указания по расчету зубчатых передач редукторов и коробок скоростей. Ч. 1., ч. 2 – М.: Изд. МВТУ, 1980.

7. Курсовое проектирование деталей машин. / В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Державец, Н.Н. Арефев и др.; под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. – Л.: Машиностроение, 1983. – 393 с.

8. Проектирование механических передач. / С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев, Б.С. Козинцев и др. – 5-е изд., - М.: Машиностроение.

9. Детали машин. Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова, - М.: Машиностроение, 1979. – 368 с.

10. Электрические машины: каталог. – М.: Издательство стандартов, 1973. – 608 с.

11. Осипов Ю.Р., Савельев А.П. Определение контактных и изгибных напряжений в цилиндрических косозубых колесах с помощью номограмм. – М.: НИИМАШ, 1980. – 12 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал