Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение геометрической картины зацепления эвольвентных зубьев. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Рассмотрим внешнее эвольвентное зацепление (рис.3.3). Эвольвента окружности получается, если по неподвижному кругу данного радиуса перекатывать прямую без скольжения. Любая точка этой прямой прочертит эвольвенту в плоскости круга. Окружность, по которой перекатывается прямая, называется основной окружностью, а прямая – производящей прямой. Пара зубчатых колес, находящихся в зацеплении, всегда имеет соприкасающиеся окружности, которые при вращении этих колес перекатываются друг по другу без скольжения. Эти окружности касаются в полюсе зацепления П и называются начальными (r, мм). Окружность изготовленного зубчатого колеса, по которой производится деление цилиндрической заготовки на z равных частей, называется делительной окружностью, где z- число зубьев зубчатого колеса. Зубчатые колеса, нарезаемые без смещения режущего инструмента, называются нулевыми. У нулевых зубчатых колес начальный r (мм) и делительный r окружности совпадают. Окружность, ограничивающая вершины готовых зубьев, называется окружностью выступов (rа , мм). Рис.3.3.
Окружность, ограничивающая глубину впадин со стороны тела колеса, называется окружностью впадины (rf). Расстояние между двумя одноименными точками двух соединенных зубьев, измеренное по делительной окружности, называется шагом зацепления Pt (мм). Отношение Pt/p называется модулем зацепления и обозначается m: мм Модуль зацепления является основным геометрическим параметром зубчатого зацепления. По известному модулю и числу зубьев можно определить все остальные геометрические параметры зубчатого колеса. Коэффициентом торцевого перекрытия называется отношение длины k (мм) дуги зацепления к длине шага Pt (мм) по начальным окружностям колес: . Длина дуги зацепления k (мм) определяется по формуле: (мм), где AB – длина активной части линии зацепления. Тогда коэффициент торцевого перекрытия: Коэффициент перекрытия характеризует собой плавность работы зацепления и показывает число пар зубьев одновременно находящихся в зацеплении. Коэффициент перекрытия может быть определен аналитически по формуле: , где ra1, ra2 – радиусы окружностей выступов соответственно шестерни и колеса; rO1, rO2 – радиусы основных окружностей соответственно шестерни и колеса; – межосевое расстояние; Pt – шаг зубьев; a – профильный угол инструментальной рейки.
Дано: число зубьев шестерни z4=24; число зубьев колеса z5=23; модуль зацепления m=25. Радиусы (r, мм) делительных (начальных) окружностей: (мм); (мм); (мм).
Радиусы основных окружностей (rO, мм): (мм), a=20°; (мм); (мм). Радиусы (ri, мм) окружностей впадин: (мм); (мм); (мм). Радиусы окружностей выступов (ra, мм): (мм); (мм); (мм). Шаг зубьев (P, мм) по делительной окружности: (мм); Pt=3, 14.25=78, 5 (мм). Высота головки зуба (ha, мм): (мм). Высота ножки зуба (hf, мм): (мм); h f =25.1, 25=31, 25 (мм). Высота зуба (h, мм): h=ha+h f (мм); h=25+31, 25=56, 25 (мм). Толщина зуба по делительной окружности (St, мм): (мм); (мм). Межосевое расстояние (, мм): (мм); (мм).
Коэффициент перекрытия: ;
3.2. Построение геометрической картины зацепления эвольвентных зубьев. Выбираем масштабный коэффициент длины, исходя из условия, чтобы высота зуба на чертеже была не менее 50 мм , где m – модуль зацепления, мм; z4 – число зубьев колеса 4; О4П – отрезок на чертеже (мм), изображающий радиус делительной окружности.
Вычерчиваем профили зубьев в следующей последовательности: а) На линии центров полюсов от точки П (полюса зацепления) откладываем радиусы начальных окружностей r4 и r5 и проводим эти окружности. б) Строим основные окружности радиусами rо4 и rо5. Проводим прямую N1N2 являющуюся теоретической линией зацепления. Для этого проводим радиусы основных окружностей под углом a=20° к прямой, соединяющей центры колес. Эти радиусы в пересечении с основными окружностями дадут точки N1 и N2. Если центры колес выходят за пределы чертежа, построение ведут в таком порядке: строим прямую КК, касательную к начальным окружностям; от нее проводим прямую под углом a=20°. Эта прямая будет касаться основных окружностей в точках N1 и N2. в) Строим эвольвенты, которые описывает точка П прямой при перекатывании ее по основным окружностям. При построении эвольвенты первого колеса (шестерни) отрезок N1П делим на 4 равные части (П-1, 1-2, 2-3, 3-N1) и точки П, 1, 2, 3 переносим на дугу основной окружности, получаем точки П′ 1′ 2′ 3′.Затем из точек 1′ 2′ 3′ N1 строим дуги радиусами 1′ -П′, 2′ -П′, 3′ -П′, N1-П′ соответственно. Полученная кривая является эвольвентой. В той же последовательности строим эвольвенту для второго зубчатого колеса. г) Строим окружности выступов обоих колес ra4 и ra5. Для более точного построения целесообразно отложить с использованием масштабного коэффициента длины ml высоты головок на линии центров колес от точки П. Построив окружности выступов, найдём точки их пересечения с соответствующими эвольвентами – крайние точки на профилях головок. д) Строим окружности впадин колес радиусами rf4 и rf5. Здесь также целесообразно предварительно отложить высоты ножек с использованием масштабного коэффициента длины от точки П. Полный профиль ножки зуба состоит из эвольвентной части и переходной кривой (галтели), которая соединяет эвольвентную часть с окружностью впадин. Профиль ножки у основания зуба строим следующим образом: из центра вращения колеса О4 проводят радиус О4О' до начала эвольвенты, а затем у основания зуба делают закругление радиусом rfm''= 9, 4 мм. е) От точки П откладываем на делительной окружности дуги: влево È ПЕ и вправо È ПF, равные каждая длине шага Pt. От точек П, Е и F влево откладываем дуги È ПМ, È ER, È FH, равные каждая толщине зуба по делительной окружности. Делим дуги ПМ, ER и FH пополам. Соединяя полученные точки на делительной окружности с центром О1, получаем оси симметрии зубьев. После этого копируем эвольвенту и, поворачивая её строим остальные зубья. Аналогично строим 3 зуба второго колеса.
Список использованной литературы:
1. Прикладная механика. Геометрический синтез планетарных зубчатых передач с использованием ЭВМ. Методические указания к курсовому проекту. /Осипов Ю.Р., Лукичев Н.Г. – Вологда: ВоПИ, 1991. 2. Прикладная механика: Методические указания к курсовому проекту. Геометрический синтез цилиндрической прямозубой эвольвентной зубчатой передачи на ЭВМ /Н.Г. Л. Лукичев, Ю.Р. Осипов. – Вологда: Вопи, 1990. 3. Анурьев В.Н. Справочник конструктора-машиностроителя, 6-е изд. – М.: Машиностроение, 1982 г. т.1 – 728 с.; т.2 – 594 с; т.3 – 576 с. 4. Иванов М.Н. Детали машин. 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1984 5. Иванов М.Н. Детали машин. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1976, 399 с. 6. Буланов А.В., Палочкина Н.В., Часовников Л.Д. Методические указания по расчету зубчатых передач редукторов и коробок скоростей. Ч. 1., ч. 2 – М.: Изд. МВТУ, 1980. 7. Курсовое проектирование деталей машин. / В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Державец, Н.Н. Арефев и др.; под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. – Л.: Машиностроение, 1983. – 393 с. 8. Проектирование механических передач. / С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев, Б.С. Козинцев и др. – 5-е изд., - М.: Машиностроение. 9. Детали машин. Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова, - М.: Машиностроение, 1979. – 368 с. 10. Электрические машины: каталог. – М.: Издательство стандартов, 1973. – 608 с. 11. Осипов Ю.Р., Савельев А.П. Определение контактных и изгибных напряжений в цилиндрических косозубых колесах с помощью номограмм. – М.: НИИМАШ, 1980. – 12 с.
|